Музыкальные антифонарии, или «Распределенные псалтыри» : Афины греч. 2061 и 2062, исследуемые в диссертации К. Георгию (см. с 258), принадлежат XIV-XV-ому вв., а именно кодекс 2062 – 1376–1379 гг., период совместного царствования Иоанна V Палеолога и сына его Андроника IV; они с их супругами, Еленой Кантакузиной и Марией Болгарской, упоминаются в кодексе. Не исключена хотя и менее вероятна, датировка 1382–1385 гг. Кодекс 2061 принадлежит 1410–1425 гг., так как в нем упоминаются Мануил II (1391–1425) и его супруга Елена Драгаш из Болгарии, и так как, вместе с тем, в этом кодексе сказывается влияние архиепископа солунского Св. Симеона (1410 или 1418–1429). Оценивая различные элементы, К. Георгию определяет, что обе рукописи происходят из Фессалоник.
Афины 2061 содержит музыкальные начала антифонов Вечерни и Утрени полного цикла двух недель: А и В, и тоже некоторые уставные указания этих служб но Песненному последованию и в полном согласии с тем, что нам известно из древнего Евхология. Цикл кодекса 2062 ограничивается одной только неделей, полностью совпадающей с неделей А кодекса 2061.
Кроме этого, эти два кодекса содержат еще целый ряд полных служб на некоторые дни; в этих службах мы встречаем гораздо больше деталей Песненного последования, чем в циклах рядовых недель. Особенные службы кодекса 2061: Вечерня Пасхи, Вечерня «официальных» праздников, Суббота и Воскресенье «1-ой недели» Пра- отцев и Отцев, ипакои и входные Рождества и Богоявления, Воздвижение, Суббота и Воскресенье «2-ой недели» Праотце в и Отцев, и еще другие музыкальные композиции. Афины 2062 содержит почти теже самые службы, но в нем еще находятся интересные элементы: каноны монашеского типа (ирмосы и тропари к песням Псалтыри) и праздничная служба великомученика Димитрия, покровителя города Фессалоник. Сосуществование двух уставов: песненного и монашеского в одном и том же кодексе соответствует тому, что сказано архиепископом Симеоном в «О Священной Молитве» (Греч. Патр. 155).
В надежде, что все это сокровище будет окончательно опубликовано нашим другом К. Георгию, мы воспользуемся некоторыми данными из его диссертации, позволяющими нам представить перед читателем схематическую картину псалмопения двух недель по вышеуказанным рукописям. Мы пропустим конечно все рубрики, касающиеся чисто музыкального исполнения антифонов с частыми повторениями фраз и даже одних и тех же слов (для исследователей, интересующихся историей музыки, эти рукописи тоже важны). Указания на диаконские ектении и иерейские возгласы находятся только перед нечетными антифонами, которые пелись всегда с
Аллилуиа, так как слова Тин оикоуменин:
Аллилуиа, пелись до конца ектении, а
Аминь, вероятно, уже пелся в тоне следующего антифона. Перед четными антифонами не указывается ни ектения, ни возглас; для упрощения нашей схемы, мы не будем включать в нее эти случайные указания на диаконскую или иерейскую роль, которые между прочим, отнюдь не противоречат порядку молитв известному нам из Евхология, но наоборот, утверждают его там, где эти указания есть.
В наших таблицах, первое число с н. 1 до 8 (или исключительно до 10) будет обозначать порядок антифонов на каждой службе; вторая, римская цифра будет указывать на порядковый номер антифона в самой Константинопольской Псалтыри; третья цифра, арабская, будет обозначать число псалмов. Поскольку псалмы соединялись в антифоны, содержащие больше или меньше псалмов, что зависело от их размеров (некоторые длинные псалмы составляли сами собою антифон, между тем как Пс. 118 разделялся на три антифона) рукопись указывает только на первый стих первого псалма каждого антифона; в скобках мы поставим и другие псалмы, принадлежащие данному антифону
³⁷. После псалмов каждого антифона мы указываем и припев, который пелся после каждого стиха псалмов антифона. Эти стихи были длиннее наших, так как Константинопольская Псалтырь разделялась только на 2.542 стиха, между тем как Иерусалимская (наша теперешняя) разделяется на 4.784. В конце каждого псалма (или по крайней мере, антифона) пелись
Слава, И ныне, отдельно, с припевом.
Некоторые антифоны пелись ежедневно, и поэтому они не входят в недельное распределение; постоянные антифоны были следующие:
1–ый антифон Вечерни: Пс. 85.
2–ая часть 8-го антифона Вечерни: Пс. 140 (без 141,129 и 116!).
1-ый антифон Утрени: три псалма: 3, 62 и 133.
(2-ая часть 8-го антифона Утрени была наша 8-ая песнь: Дан. 3,57–88).
Пс. 50 и псалмы 148, 149 и 150, на Утрене.
Псалмы 114, 115 и 116 – «малые антифоны» Вечерни – не исключались из чередования.
Пс. 118, разделенный на три антифона (1-ый и 3-ий – нечетные: с
Аллилуиа, 2-ой – четный, с припевом), пелся на воскресной Утрене.
Первой частью 8-го антифона был знаменитый «телеутаион» (последний) или «еисодикон» (входной), который повторялся как 2-ой антифон или «аколоуфон» (следующий) на следующей службе.
3-ий, 5-ый и 7-ой антифоны каждой службы были четными антифонами Псалтыря, они часто называются «упопсалмос » (упопсаллеин по-гречески значит отвечать поя); 6-ой антифон иногда называется «протелеутаион» (предпоследний). Эти технические названия непостоянны, и они отсутствуют то в Афины 2061, то в 2062; они точно указаны в нашем французском тексте в
Ориенталиа Христиана Периодика (44, 1978, р. 393...), тут мы их не приводим, желая упростить наше изложение.
Рядовых антифонов было всего 68. К ним присоединились библейские песни, которые заменяли рядовые антифоны в субботней Утрене.
Повторим, что вся Псалтырь пелась в течение одной недели; в следующей неделе вечерняя псалмодия пелась утром и утренняя вечером: так получаются неделя А и неделя В кодекса 2061, между тем как в кодексе 2062 даются указания только в отношении одной недели, совпадающей с неделею А кодекса 2061. Поскольку этот кодекс более позднего происхождения, эпохи св. Симеона, можно предполагать, что ревностный пастырь так перестроил псалмопение опираясь на древние порядки, чтобы его паства (не особенно прилежная, по словам самого архиепископа) могла слушать всю Псалтырь, так как некоторые посещали храм только утром или только вечером, хотя в другом месте, как увидим позже, сам архиепископ жалуется на то, что древнее псалмопение больше не практикуется. Во всяком случае вот таблица, составленная по Афины 2061 и 2062
³⁸.
Неделя А кодекса Афины 2061
Единственная неделя кодекса Афины 2062
Воскресенье вечером:
(1). Пс. 85. Припев:
Слава Тебе Боже. (8). (антифон LII): Пс. 103.
Аллилуиа.
+ Пс. 140. Кекрагарион
³⁹:
Славная Приснодево Богородице Матерь Бога . принеси нашу молитву . Сыну Твоему . и Богу нашему. Вход (в храм)
⁴⁰.
Прокимен.
Иерей: прошения [аитисеис].
Антифоны: (1-ый) Пс. 114,1.2.5.6.
Слава. И ныне. (На каждый стих):
Молитвами Богородицы, Спасе, спаси нас. Антифон 2-ой: Пс. 115,1а.16.3.4.
Спаси нас, Сыне Божий, во святых дивен сый поющия Tи: Аллилуиа. Слава: Единородный Сыне. И ныне: Преславную Матерь Бога. Антифон 3-ий: Пс. 116,1а.1б.2а.2б.
Слава и ныне. (На каждый стих):
Святый Боже, Святый крепкий, Святый бессмертный, помилуй нас. Повторяется последний раз повышая голос.
Остальное последование [аколоуфиа]. Отпуст [аполусис].
Понедельник утром:
(1) . Пс. 3(, 62 и 133).
Слава Тебе Боже. (2) . (VII): Пс. 17.
Аллилуиа. (3) . (VIII): Пс. 18 (, 19, 20).
Услыши мя, Господи. (4) . (IX): Пс. 21.
Аллилуиа. Каждение иереем.
(5) . (X): Пс. 22 (, 23).
Помилуй мя, Господи. (6) . (XI): Пс. 24 (, 25).
Аллилуиа. (7) . (XII): Пс. 26 (, 27).
Помози ми, Господи. (8) . (ХIII): Пс. 28 (,29).
Аллилуиа. Вход (с паперти) в храм.
+ Еулогитария
⁴¹: Дан. 3,57–88. Не указан тропарь.
Пс. 50. Пентикостарион
⁴²:
Души моея скверну Ты знавши Господи, подаждь ми прощение прегрешений яко благ и помилуй мя. На стих 17:
Предстательство христиан. На ст. 20: кондак Святого.
Слава: Единородный. И ныне: Преславную. Хвалите: Пс. 148(, 149 и 150).
Тебе подобает песнь Богу. Остальное последование. Отпуст.
Понедельник вечером:
(1) . Пс. 85.
Слава Тебе, Боже. (2) . (XIII): Пс. 28(, 29).
Аллилуиа. (3) . (XIV): Пс. 30.
Заступи мя, Господи. (4) . (XV): Пс. 31 (,32).
Аллилуиа. (5) . (XVI): Пс. 33.
Ущедри мя, Господи. (6) . (XVII): Пс. 36559.
Аллилуиа. (7) . (XVIII): Пс. 34(,35).
Услыши мя, Господи. (8) . (XIX): Пс. 37(,38).
Аллилуиа. + Пс. 140. Кекрагарион:
Воззвах к Тебе, Спасе мира, услыши мя и спаси мя, молюся. Вход.
Остальное последование. Отпуст.
Вторник утром:
(1) . Пс. 3(, 62 и 133).
Слава Тебе, Боже. (2) . (XIX): Пс. 37(, 38).
Аллилуиа. (3) . (XX): Пс. 39(, 40).
Услыши мя. Господи. (4) · (XXI): Пс. 41 (, 42).
Аллилуиа. Каждение.
(5) . (XXII): Пс. 43.
Спаси нас, Господи. (6) . (XXIII): Пс. 44(, 45).
Аллилуиа. (7) . (XXIV): Пс. 46(, 47).
Милостив буди мне. Господи. (8) . (XXV): Пс. 48(, 49).
Аллилуиа. Вход.
+ Дан. 3,57–88.
Пс. 50. Пентикостарион:
Делами моими страшными всякого дерзновения лишился и возопити не смею «Умилостивися», но яко Ты един можеши, Господи, отпустити грехи, помилуй мя. Остальное последование. Отпуст.
Вторник вечером:
(1) . Пс. 85.
Слава Тебе, Боже. (2) . (XXV): Пс. 48(,49).
Аллилуиа. (3) . (XXVI): Пс. 51 (,52,53).
Помяни мя, Господи. (4) . (XXVII): Пс. 54.
Аллилуиа. (5) . (XXVIII): Пс. 55(,56).
Помилуй мя, Господи. (6) . (XXIX): Пс. 57(,58).
Аллилуиа. (7) . (XXX): Пс. 59(,60,61 ).
Помози ми, Господи. (8) . (XXXI): Пс. 63(,64).
Аллилуиа. + Пс. 140. Кекрагарион:
Воздеяние руку моею, Господи, жертву приими вечернюю, и спаси мя, человеколюбче. Остальное последование. Отпуст.
Среда утром:
(1) . Пс. 3(,62 и 133).
Слава Тебе, Боже. (2) . (XXXI): Пс. 63(,64).
Аллилуиа. (3) . (XXXII): Пс. 65(,66).
Ущедри мя, Господи. (4) . (XXXIII): Пс. 67.
Аллилуиа. Каждение. (5) . (XXXIV): Пс. 68(,69).
Спаси нас, Господи. (6) . (XXXV): Пс. 70.
Аллилуиа. (7) . (XXXVI): Пс. 71 (,72).
Заступи мя, Господи. (8) . (XXXVII): Пс. 73(,74).
Аллилуиа. Вход в храм.
+ Дан. 3,57–88.
Благословим Отца в конце песни.
И ныне: Тебе неразрушимую стену. Синаксарион.
Пс. 50. Пентикостарион:
Крест претерпел за меня, просвети душу мою, молюся, Боже, и помилуй мя. Остальное последование. Отпуст.
Среда вечером:
(1) . Пс. 85.
Слава Тебе, Боже. (2) . (XXXVII): Пс. 73(,74).
Аллилуиа. (3) . (XXXVIII): Пс. 75(,76).
Сохрани мя, Господи. (4) . (XXXIX): Пс. 77.
Аллилуиа. (5) . (XL): Пс. 78(,79).
Милостив буди мне, Господи. (6) . (XLI): Пс. 80(,81).
Аллилуиа. (7) . (XLII): Пс. 82(,83).
Услыши мя, Господи. (8) . (XLIII): Пс. 84.
Аллилуиа. + Пс. 140. Кекрагарион:
Исправи молитву мою, Господи, молюся, и спаси мя. Не говорится о входе.
Прокимен
⁴⁴.
Остальное последование. Отпуст.
Четверг утром:
(1) . Пс. 3(,62 и 133).
Слава Тебе, Боже. (2) . (XLIII): Пс. 84.
Аллилуиа. (3) . (XLIV): Пс. 86(,87).
Помяни мя, Господи. (4) . (XLV): Пс. 88.
Аллилуиа. Каждение.
(5) . (XLVI): Пс. 89(,90).
Сохрани мя. Господи. (6) . (XLVII): Пс. 91 (,92,93).
Аллилуиа. (7) . (XLVIII): Пс. 94(,95,96).
Спаси нас, Господи. (8) . (XLIX): Пс. 97(,98,99,100).
Аллилуиа. Вход.
+ Дан. 3,57–88.
Синаксарион.
Пс. 50. Пентикостарион:
Из глубины беззаконий моих возведи (мя), Господи, яко Петра из волн, и спаси мя. Хвалите (Пс. 148,149 и 150).
Тебе подобает песнь Богу. Остальное последование. Отпуст.
Четверг вечером:
(1) . Пс. 85.
Слава Тебе, Боже. (2) . (XLIX): Пс. 97(,98,99,100).
Аллилуиа. (3) . (L): Пс. 101.
Услыши мя, Господи. (4) . (LI): Пс. 102.
Аллилуиа. (5) . (LII): Пс. 103.
Милостив буди мне, Господи. (6) . (LIII): Пс. 104.
Аллилуиа. (7) . (LIV): Пс. 105.
Заступи мя, Господи. (8) . (LV): Пс. 106.
Аллилуиа. + Пс. 140. Кекрагарион:
Яко к Тебе , Господи, Господ, и очи мои , сохрани и спаси мя. Не говорится о входе.
Остальное последование. Отпуст.
Пятница утром:
(1) . Пс. 3(,62 и 133).
Слава Тебе, Боже. (2) . (LV): Пс. 106.
Аллилуия. (3) . (LVI): Пс. 107(,108).
Помози ми, Господи. (4) . (LVII): Пс. 109(,110,111,112).
Аллилуиа. Каждение.
(5) . (LVIII): Пс. 113(,114,115,116).
Услыши мя, Господи. (6) . (LIX): Пс. 117.
Аллилуиа. (7) . (LX): Пс. 119(, 120,121,122,123,124). Помилуй мя, Господи
⁴⁵.
(8) . (LXI): Пс. 125(, 126,127,128,129,130).
Аллилуиа. Вход.
+ Дан. 3,57–88.
Синаксарион.
Пс. 50. Пентикостарион:
Омый скверну сердца моего, очисти множества согрешений моих, силою креста Твоего, Боже, и помилуй мя. Остальное последование. Отпуст.
Пятница вечером:
(1) . Пс. 85.
Слава Тебе, Боже. (2) . (LXI): Пс. 125(,126,127,128,129,130).
Аллилуиа. (3) . (LXII): Пс. 131 (,132).
Помяни мя, Господи. (4) . (LXIII): Пс. 134(,135).
Аллилуиа. (5) . (LXIV): Пс. 136(, 137).
Милостив буди мне. Господи. (6) . (LXV): Пс. 138(,139).
Аллилуиа. (7) . (LXVI): Пс. 141(,142).
Услыши мя, Господи. (8) . (LXVII): Пс. 143(,144).
Аллилуиа. (9) . (LXVIII): Пс. 145(, 146,147).
Заступи мя, Господи. (10.)
⁴⁶. (XV): Пс. 31 (,32).
Аллилуиа. + Пс. 140. Кекрагарион:
Бога из Тебя воплотившагося, познавали Богородице Дево, Сего умоляй спастися душам нашим. Не говорится о входе.
Прокимен.
Остальное последование. Отпуст.
Суббота утром:
(1) . Пс. 3(,62 и 133).
Слава Тебе, Господи. (2) . (XV): Пс. (31,)32.
Аллилуиа. (3) . Песнь 1-ая: Исхода 15,1–19.
Господеви поем, славно бо прославися. (4) . Песнь 2-ая: Второзак. 32,1–14. Слава Тебе, Боже
⁴⁷.
» 32,15–21.
Сохрани мя, Господи. » 32,22–38.
Праведен еси, Господи. » 32,39–43.
Слава Тебе, слава Тебе. (5) . Песнь 4-ая: Аввакум 3,2–19.
Услыши мя. Господи. (6) . Песнь 5-ая: Исайя 26,9–20 (+ Иона 2,3–10).
Милостив буди мне, Господи. (7) . Песнь 3-ья: 1Цар. 2,1–10.
Помилуй мя, Господи. + Лука 1,46–55. (Мегалунарион:)
Матерь святая чистого света, ангельскими песньми Тя ублажая, величаем. (8) . Молитва
⁴⁸ царей Манассии и Езекии, Исайя 38,10–20:
Умилостивися мне Господи. (9) . Песнь «7-ая»: Дан. 3,26–45.52–56.
Благословен еси Господи. Вход.
+ Песнь «8-ая»: Дан. 3,57–88.
Тебе неразрушимую. Синаксарион.
Пс. 50. Пентикостарион:
Свет разума Господи, возсияй в сердцах наших, Богородицею, и помилуй нас. На стих 19:
Предстательство христиан. На стих 20: кондак дня.
Слава: Единородный Сыне. И ныне: Преславную Матерь Бога ⁴⁹. И сразу:
Хвалитные (Пс. 148,149 и 150).
Остальное последование. Отпуст.
Суббота вечером:
(1) . Пс. 85.
Слава Тебе, Боже. (2) . (ант. I): Пс. 1 (, 2).
Аллилуиа. (3) . (II): Пс. 4(,5,6).
Милостив буди мне, Господи. (4) . (Ш): Пс. 9
⁵⁰.
Аллилуиа. (5) . (IV): Пс. 7(,8).
Спаси нас, Господи. (6) . (V): Пс. 1()(,11,12,13).
Аллилуиа. (7) . (VI): Пс. 14(, 15,16).
Сохрани мя, Господи. (8) . (XXXIII): Пс. 67.
Аллилуиа. + Пс. 140. Кекрагарион:
Спасительное Твое возстание, славим человеколюбче. Не говорится о входе.
Прокимен.
Остальное последование. Отпуст.
Воскресенье утром:
(1) . Пс. 3(,62 и 133).
Слава Тебе, Боже. (2) . Непорочны: Пс. 118,1–72.
Аллилуиа⁵¹. Каждение.
(3) . 2-ая статья: Пс. 118,73–131.
Вразуми мя, Господи⁵².
(4) . 3-ья статья: Пс. 118,132–176.
Аллилуиа. Вход.
+ Еулогитариа: Дан. 3,57–88.
Благословим Отца. И ныне: Тебе неразрушимую стену. Синаксарион.
Пс. 50. Пентикостарион: гласа.
Хвалитные (Пс. 148,149 и 150).
Великое славословие.
Отпуст.
Неделя В кодекса Афины 2061
(в сокращенном виде)⁵³
Воскресенье вечером:
(1) . Пс. 85
(2) . I антифон
(3) . II
(4) . III
(5) . IV
(6) . V
(7) . VI
(8) . LII + Пс. 140.
Кекрагарион:
Славная Приснодево... (как в воскресенье вечером недели А).
Понедельник утром: (1). Пс. 3,62 и 133
(2). XIII антифон
(3). XIV
(4). XV
(5). XVI
(6). XVII
(7). XVIII
(8). XIX + Дан. 3,57–88
Пентик.:
От всех беззаконий моих избави мя Господи и помилуй мя. Понедельник вечером: (1). Пс. 85.
(2). XIX антифон
(3). XX
(4). XXI
(5). XXII
(6). (пропущен XXIII)
⁵⁴ (7). (пропущен XXIV)
(8). XXV + Пс. 140
Кекраг.:
Господи воззвах к Тебе, услыши мя, вонми гласу моления моего. Вторник утром: (1) . Пс. 3,62 и 133
(2) . XXV антифон
(3) . XXVI
(4) . XXVII
(5). XXVIII
(6). XXIX
(7). XXX
(8). XXXI + Дан. 3,57–88
Пентик.:
В бездну Твоих щедрот взирающи вопием ти, Господи помилуй. Вторник вечером: (1) . Пс. 85
(2) . XXXI антифон
(3) . XXXII
(4) . (пропущен XXXIII)
(5) . (пропущен XXXIV)
(6) . XXXV
(7) . XXXVI
(8). XXXVII + Пс. 140.
Кекраг.:
Внегда воззвати ми, Господи , гласу моему услыши и спаси мя. Среда утром: (1) . Пс. 3,62 и 133
(2) . XXXVII антифон
(3) . XXXVIII
(4). XXXIX
(5). XL
(6). XLI
(7). XLII
(8). XLIII + Дан. 3,57–88
Пентик.:
От греха моего очисти мя, Господи, и благоутробия Твоего сподоби, Спасе многомилостиве. Среда вечером:
(1) . Пс. 85
(2) . XLIII антифон
(3) . XLIV
(4) . XLV
(5) . XLVI
(6) . XLVII
(7) . (пропущен XLVIII)
(8) . XLIX + Пс. 140
Кекраг.:
Да исправится молитва моя пред Тобою, Спасе мира. Четверг утром: (1) . Пс. 3,62 и 133
(2) . XLIX антифон
(3) . L
(4) . LI
(5) . LII
(6) . LIII
(7) . LIV
(8) . LV + Дан. 3,57–88
Пентик.:
Глубину согрешений моих Ты знаеши, Господи, подаждь ми руку яко Петру и спаси мя.
Четверг вечером: (1) . Пс. 85
(2) . LV антифон
(3) . LVI
(4) . LVII
(5) . LVIII
(6) . LIX
(7) . LX
(8) . LXI + Пс. 140
Кекраг.:
Владыко Господи, Тебе единому возсылаем вечернюю песнь, помилуй нас. Пятница утром: (1) . Пс. 3,62 и 133
(2) . LXI антифон
(3) . LXII
(4) . LXIII
(5) . LXIV
(6) . LXV + Дан. 3,57–88.
Пентик.:
Крест претерпел... (как среда утром недели А).
Пятница вечером: (1) . Пс. 85
(2) . LXV антифон
(3) . LXVI
(4) . LXVII
(5) . LXVIII
(6) . LXVII (бис)
⁵⁵(7) . XV + Пс. 140
Кекраг.:
Бога из Тебя... (как пятница вечером недели А).
Суббота утром: Все как неделя А, кроме:
Пентик.:
Свет возсиявый Богородицею, помилуй нас. Суббота вечером:
Все как неделя А, кроме:
Кекраг.:
Живоносное Твое возстание, Господи, славим. Воскресенье утром: Все как неделя А; уточняется: «см. Великое славословие в конце книги».
При сопоставлении этих афинских рукописей с древними патриаршими евхологиями возникает впечатление, что они дополняют друг друга. В этих музыкальных антифонариях мы находим те восемь антифонов, которые предполагались молитвами Евхология. Правда, общий закон восьми антифонов находит в антифонариях некоторые исключения; так мы встречаем:
1) в воскресенье вечером недели А: только 2 антифона,
2) в пятницу вечером недели А: 10 антифонов.
3) в субботу утром: 9 антифонов,
4) в воскресенье утром: 4 антифона,
5) в понедельник и вторник вечером недели В: 6 антифонов,
6) в среду вечером недели В: 7 антифонов, и
7) в пятницу вечером недели В: 6 антифонов с повторением одного из них.
Как мы уже сказали, случай 1) не порождает никакого затруднения. В Вечерне и Утрене больших праздников, как видно из Типикона, сохранялись только первый и последний антифон. К тому, на Утрене отсутствует вход во время последнего антифона, так как служба начиналась не на паперти, а прямо на амвоне, в середине храма, быть может из-за большого стечения народа. Также на Вечерне Великого Поста не было других антифонов, кроме первого и последнего.
Случай 4) тоже легко объясняется. В III главе этого сборника (стр. 115) мы воспроизвели описание воскресной Утрени по Песненному носледованию, сделанное архиепископом Симеоном Солунским.
Случай 2), где поются 10 антифонов вместо обычных 8, объясняется тем, что было нужно окончить Псалтырь на этот вечер. Подобным же образом объясняется и случай 3) – окончить «канон» песней.
Настоящие исключения, необъясняемые, это именно случаи 5), 6) и 7): всего 3 службы в цикле 28 служб (две в день в течении двух недель) и за то нарушение порядка – небольшое. Можно не придавать значения этим исключениям, и утверждать в заключении этой части работы, что Патриарший Евхологий и музыкальные антифонарии Афины 2061 и 2062 относятся к одному и тому же последованию, а именно, к Песненному. Третий важный элемент, для ознакомления с Песненной Вечерней – это Типикон Великой Церкви и другие монашеские типиконы не чисто иерусалимские. В них не говорится о молитвах (содержание Евхология) и очень мало об антифонах (содержание Антифонария), но мы сможем почерпнуть здесь информацию о местопоследовании этих молитв и антифонов.