4-ая молитва Утрени
Молитва четвертого антифона
Славянский Служебник:
[4] 1. Владыка Боже, святый и непостижимый,
2. рекий из тмы свету возсияти = 2Кор. 4,6,
3. упокоивый нас в нощнем сне,
4. и возставивый ко славословию и мольбе Твоея благости:
5. умоляем от своего Tи благоутробия,
6. приими нас и ныне покланяющихся Тебе и по силе благодарящих Тя,
7. и даруй нам вся яже ко спасению прошения.
8. Покажи ны сыны света и дне = ср. I Фесс. 5,5,
9. и наследники вечных Твоих благ.
10. Помяни, Господи, во множестве щедрот Твоих, и вся люди Твоя, сущыя и молящыяся с нами, и всю братию нашу яже на земли, на мори, на всяком месте владычествия Твоего, требующих Твоего человеколюбия и помощи,
11. и всем подай великую Твою милость:
12. да спасени душею же и телом всегда пребывающе,
13. со дерзновением славим чудное и благословенное имя Твое.
В. Яко Бог милости, щедрот и человеколюбия еси,
и Тебе славу возсылаем, Отцу, и Сыну, и Святому Духу...
Ссылка на 2Кор. 4,6 только перенимает зафиксированную тему утренней и вечерней молитвы: Бог, являющийся распорядителем небесных явлений и последовательности дня-ночи для блага человека; тьма – тоже добро, потому что Бог сотворил ее для отдыха. Это утверждение является исходной точкой
Йоцера; мы рассматривали эту тему в связи с молитвой [7] Вечерни (гл. II, с. 42).
Далее следует развитие тех же идей, которые содержатся в молитве [1]: наше вставание на молитву происходит по божественной инициативе, но в то же самое время Богу возносится ходатайство принять эту молитву или скорее лиц, которые ее исполняют.
В ст. 7 совершается переход к прошению о духовных благах (намек на просительную ектению ангела мира в конце служб?); но эти блага конкретизируются в совершенствовании человека: быть «объявленными» (ἀνάδειξον) сынами света и наследниками вечности.
В ст. 10 ходатайство за христиан, присутствующих или отсутствующих, в архаической форме
вспомни, такой дорогой для еврейской молитвы: Бог вспоминает Отцов и их заслуги, но он вспоминает также о Мессии, который должен прийти, и о народе, который в нужде. Это одновременное воспоминание о святых и грешниках, является как раз гарантией для последних. Относительно смысла этого «воспоминания» (
зиккарон), которое в то же время является «жертвоприношением», поскольку Богу «представляются» заслуги одних и нужды других, мы отсылаем к толкованию, которое нам предлагает в книге «Евхаристия» Л. Буйе
²³. Возможно, что в ст. 10 воспоминание о присутствующих (и исполняющих свою священническую обязанность в молитве) и о тех, которые отсутствуют и находятся в нужде, рассматривалось различно соответственно с их положением.
Молитва заканчивается (стихи 11–14) духовным прошением: конечное спасение и настойчивость в доверии и восхвалении Имени.
Эта молитва могла бы отмечать начало службы (как было также в случае с молитвой [4] Вечерни): она также является кратким изложением всей службы Утрени.
5-ая молитва Утрени
Молитва 5-го антифона
Славянский Служебник:
[5] 1. Благих сокровище, источниче приснотекущий,
Отче святый, чудотворче, всесильне и вседержителю,
2. вси Тебе покланяемся и Тебе молимся,
3. Твоя милости и Твоя щедроты призывающе
на помощь и заступление нашего смирения:
4. помяни, Господи, Твоя рабы,
5. приими всех нас утренняя моления, яко кадило пред Тобою = ср. Пс. 140, 2,
6. и да ни единаго от нас неискусна сотвориши,
7. но вся ны снабди щедротами Твоими.
8. Помяни, Господи, бдящыя и поющыя во славу Твою, и единороднаго Твоего Сына и Бога нашего, и Святаго Твоего Духа:
9. буди тем помощник и заступник = ср. Пс. 61,3б,76,
10. приими их мольбы в пренебесный и мысленный Твой жертвенник.
В. Яко Ты еси Бог наш, и Тебе славу возсылаем Отцу, и Сыну, и Святому Духу...
Эта молитва также является прошением за тех, которые молятся и бодрствуют: ἀγρυπνέω, быть в состоянии бодрствования, в противоположность ὀρθρίζω, рано вставать, из Пс. 62 и Исайи 26 в молитвах [2] и [3], хотя мы считаем, что эти единственные уточнения не определяют ночной или дневной характер наших молитв, поскольку их читают между ночью и днем.
Еще
вспомни, которое здесь не имеет другой смысл, поскольку здесь дело идет о лицах, которые молятся, если не смысл, предполагающий архаическую и традиционную формулировку, предусмотренную по случаю молитвы [4].
В ст. 5 молитвы поднимаются как фимиам, и здесь есть ссылка на вечерний по преимуществу псалом, на Пс. 140 (ср. гл. II, с. 42). Если на Вечерне некоторые традиции приняли псалом 140, чтобы ввести каждение, то сам по себе псалом этого не оправдывает; как раз наоборот: молитва заменяет каждение, сохраненное в священническом служении только в Иерусалимском Храме.
В описаниях Вечерни в Апостольских Постановлениях и в Егерии на Вечерне каждения не бывает; ᾀσματικὸς ἑσπκρινός в Константинополе, несмотря на свою торжественность, также его не имел. Присутствие его на Преждеосвященных во время пения Пс. 140, повторяемого вторично, ставит проблему: почему имело место это повторение Пс. 140
²⁴. Здесь не может быть вопроса о каждении, в случае 5-го антифона Утрени.
В ст. 7 просят о принятии молитвы (поднимающейся как дым кадильный) на небесный алтарь (θυσιαστήριον). Это напоминает нам молитву в римской Мессе
Усердно молим Тебя, а также праздничный эмболизм в третьей
берахе Биркат ха-мазон. или благодарение стола, следующий тоже за
Аводой 18 благословений, и предшествующий еще
Аводе семи благословений; воспоминание (зиккарон) должно подниматься, представляться и быть принято перед престолом Бога
²⁵, престолом, который отождествляется с жертвенником в Апокалипсисе.
6-ая молитва утрени
Молитва 6-го антифона
Славянский Служебник:
[6] 1. Благодарим Тя, Господи,
2. Боже спасений наших = Пс. 67.20б,
3. яко вся твориши во благодетельство жизни нашея,
4. да всегда к Тебе взираем, Спасу и благодетелю душ наших:
5. яко препокоил еси нас в мимошедшее нощи число,
6. и воздвигл еси ны от лож наших,
7. и поставил еси в поклонение честнаго имене Твоего.
8. Темже молим Тя, Господи,
9. даждь нам благодать и силу,
10. да сподобимся пети Тебе разумно = ср. Пс. 46,8б,
11. и молитися непрестанно = 1 Фессал. 5,17,
12. во страсе и трепете свое спасение соделовающе = Фил. 2, 12,
13. заступлением Христа Твоего.
14. Помяни, Господи, и в нощи к Тебе вопиющыя,
15. услыши я и помилуй,
16. и сокруши под нозе их невидимыя и борительныя враги = Римл. 16,20.
В. Ты бо еси Царь мира и Спас душ наших, и Тебе славу возсылаем, Отцу, и Сыну, и Святому Духу...
В этой молитве имеется возврат к теме ночного отдыха, как дара Божиего, и Богу снова приписывается инициатива вставания и начала молитвы; испрашивается возможность всегда, без задержки, продолжать эту молитву, как гарантию собственного спасения.
В ст. 14 снова находится
вспомни предыдущих молитв о
тех, которые вопиют по ночам. Этот стих и ст. 5. говорящий о прошедшей части (μέτρῳ) ночи, уточняют, больше, чем намеки других молитв, характер этой молитвы, захватывающей часть времени, предназначенного для отдыха. Поскольку Евхологий предполагает «Соборную» службу и, следовательно, службу для народа, даже если речь шла только о набожных людях (как и имело место в Иерусалиме во времена Егерии), этот отдых не мог быть таким коротким, как у монахов, которые, согласно каппадокийской традиции, поднимались в полночь; таким образом в нашем случае мы полагаем, что это бодрствование, по всей вероятности, длинное вследствие псалмодии из восьми антифонов, должно было происходить рано перед рассветом, а не ночью. Эта псалмодия была весьма сокращена по воскресеньям (пять антифонов: первый, последний и между ними Пс. 118, разделенный на три антифона); она была почти упразднена в праздничные дни; но в эти дни бодрствовали на Παραμονή и на «Паннухис» накануне вечером
²⁶.
Молитва в своей совокупности могла бы быть подходящей молитвой введения в службу.
7-ая молитва Утрени
Молитва 7-го антифона
Славянский Служебник:
[7] 1. Боже и Отче Господа нашего Иисуса Христа.
2. возставивый нас от ложей наших
3. и собравый ны в час молитвы,
4. даждь нам благодать во отверзение уст наших,
5. и приими наша по силе благодарения,
6. и научи ны оправданием Твоим = Пс. 118,12:
7. зане помолитися якоже подобает, не вемы, аще не Ты, Господи, Святым Твоим Духом наставиши ны = ср. Римл. 8,26.
8. Тем же молимся Тебе:
9. аще что согрешихом даже до настоящаго часа,
10. словом, или делом, или помышлением, волею, или неволею,
11. ослаби, остави, прости,
11. аще бо беззакония назриши, Господи, Господи, кто постоит = Пс. 129,3;
12. яко у Тебе избавление есть = ср. Пс. 129,46.
13. Ты еси eдин святый, помощник державный, защитите ль жизни нашея = ср. Пс. 70,7б; Пс. 26,1б,
14. и о Тебе пение наше всегда.
В. Буди держава царствия Твоего благословена и препрославлена, Отца, и Сына, и Святаго Духа...
Эта молитва, как предыдущая и как первая, приписывая Богу побуждение к вставанию и намерение молиться, испрашивает милости совершить молитву, приятную Богу.
В ст. 6 и 7 оправдания (
шефатаим) (Пс. 118), которых просим у Бога указать нам, истолкованы в ходе молитвы как вдохновения. Попытаемся увидеть здесь фразу не на своем месте, и окажется, что ст. 6 подошел бы лучше после ст. 8:
5 И прими наши благодарения...
7 Потому что мы не умеем молиться...
8 Вот почему мы просим Тебя
6 Научи нас оправданиям Твоим.
Эта гипотеза создала бы более логичное единство, но она не оправдана источниками.
Со ст. 9 начинается переход к теме прощения грехов. До настоящего времени эта тема отсутствовала в наших молитвах. Идея прощения грехов на Утрене имеет своим точным моментом Пс. 50, который является традиционным началом настоящей утренней службы, в почти общей традиции Церквей – в нашем случае после псалмодии из восьми антифонов.
Точность, с которой хотят перечислить все грехи (ст. 10), так же, как и ряд извинительных глаголов: ἄνες, ἄφες, συγχώρησον: ослаби, остави, прости (ст. 11) внушают мысль о стереотипной формуле прощения грехов. Такая формула находится также в анафорах Василия и Иакова, и в молитвах на
Йом Киппур или день годичного прощения у евреев
²⁷.
8-ая молитва Утрени
Молитва 8-го антифона: Песнь трех отроков
Славянский Служебник:
[8] 1. Господи Боже наш, сонное уныние отгнавый от нас,
2. и сопризвавый ны званием святым = 2Тим. 1,9,
3. еже и в нощи воздевати руки нашя = Пс. 133,2,
4. и исповедатися Тебе о судьбах правды Твоея = Пс. 118,62,
5. приими мольбы нашя, моления = ср. 1Тим. 2,1,
6. исповедания, нощныя службы.
7. И даруй нам, Боже, веру непостыдну,
8. надежду известну = 2 Кор. 1,7,
9. любовь нелицемерну = Римл. 12,9.
10. Благослови нашя входы и исходы = ср. 1 Царств. 29,6; Пс. 120,8,
11. деяния, дела, словеса, помышления. 12. И даждь нам постигнути в начало дне, хвалящым, поющым, благословящым Твоея неизреченныя благостыни благость.
В. Яко благословися всесвятое имя Твое,
и прославися царство Твое, Отца, и Сына, и Святаго Духа...
Восьмой и последний антифон был второй песнью трех отроков (Дан. 3,57–88). Это единственная песнь, которая исполнялась ежедневно. Другие песни Ветхого Завета вместе с
Величит душе моя, (которое пелось вместе с песнью Анны), составляли переменные антифоны Утрени субботы
²⁸.
Восьмой антифон отмечал в будничные дни переход из притвора в храм. Ст. 10 нашей молитвы мог рекомендовать его как молитву входа (или выхода), но в остальном очевидно, что эта молитва игнорирует песнь о трех отроках.
Начало говорит также о божественной инициативе в нашем отказе от сна, в котором видели уже не отдых, а что-то отрицательное. Молитва является «Святым призывом» и она представлена поднятием рук во время ночи. В ст. 6 молитва является «ночным культом» (νυκτερινὰς λατρείας). В ст. 12 начало дня кажется еще отдаленным.
Речь идет о молитве, приспособленной к началу ночной службы и совершенно чуждой концу псалмодии и началу службы дня, то есть месту, которое Евхологий, однако, присваивает ей с наиболее древних известных редакций, а именно редакций константинопольской песненной службы. В дальнейших приспособлениях Евхология к монашеской службе эта молитва будет иногда перемещена в канон, т.е. в ту часть, которая следует за Пс. 50, соответствуя laudes римского обряда. Эта молитва, как и семь предшествующих, ставит перед нами проблему, уже сформулированную, когда шла речь о молитвах Вечерни (гл. II, с. 46); они, по-видимому, появились раньше их включения в Евхологий. Следовательно, они являются предсуществующим материалом. Текстуальное родство, и особенно родство идей, с тем, что нам известно об еврейской молитве, могло бы ориентировать наше исследование в этом смысле, но без допущения какой-либо конкретной гипотезы.
9-ая молитва Утрени
Молитва для праздничного Евангелия
Славянский Служебник:
[9] 1. Возсияй в сердцах наших, Человеколюбче Владыко,
2. Твоего Богоразумия нетленный свет = ср. 2Кор. 4,6,
3. и мысленный наши отверзи очи = ср. Еф. 1,18,
4. во евангельских Твоих проповеданий разумение.
5. Вложи в нас и страх блаженных Твоих заповедий,
6. да плотския похоти вся поправше = ср. 1Петр. 2,11,
7. духовное жительство пройдем,
8. вся, яже ко благоугождению Твоему, и мудрствующе и деюще.
В. Ты бо еси освящение (и просвещение) душ и телес наших,
Христе Боже, и Тебе славу возсылаем, Отцу и Сыну и Святому Духу...
Этой молитвы нет в наиболее древних рукописях Барберини 336, Гроттаферрата Г β VII, Ленинградской 226, Синайской 982.
Коален 213 и Гроттаферрата Γ β Ι дают ее после молитвы [8], но с указанием, что она не произносится в Великой Церкви (Св. Софии), а читается только в церквах, где Евангелие читают после шестой песни (канона). Однако в этих двух рукописях молитва не обозначена номером, а оставлена вне ряда; как «молитва девятая» читается следующая, наша [10]. Севастьянов 474 (который является константинопольским евхологием) не дает больше указаний для двух предыдущих молитв; в то же время молитва для Евангелия включена в ряд как «девятая».
Гроттаферрата Γ β II, Афин. 662 и Бодл. Auct. Ε 5.13 помещают ее после молитвы [11], поскольку воскресное Евангелие в Св. Софии читалось в конце службы, после Великого славословия.
Мы ссылались только на рукописи, которые, как мы увидим дальше, дают нам подлинную константинопольскую традицию. Многие другие, более поздние рукописи, подобно Барб. 336, эту молитву опускают. Другие же, особенно русские, следуют Гротт. Γ β ΙΙ и дают эту молитву после Великого славословия. Эта традиция будет принята в служебниках, отпечатанных до реформы Никона (1654); она будет еще более долго жить в районе Киева и Новгорода и сохранится у старообрядцев до наших дней.
Эта молитва заимствована из Литургии, хотя возглас не тот же самый. Она полностью относится к Евангелию, и именно к Евангелию Литургии:
чтобы мы поняли твою благую весть... твои блаженные заветы...; поскольку утреннее воскресное Евангелие всегда говорит о воскресении и явлениях Господа, это Евангелие, которое – согласно Егерии – вызывало слезы и стенания
²⁹, не предусмотрено в морализующем и аскетическом тоне молитвы [9].
10-ая молитва Утрени
Молитва Пс. 50
Славянский Служебник:
[10] 1. Господи Боже наш, покаянием оставление человеком даровавши,
2. и во образ нам познания грехов и исповедания,
пророка Давида покаяние к прощению наказавый:
3. Сам, Владыко, во многая ны и великая падшыя согрешения,
4. помилуй, по велицей милости Твоей и по множеству щедрот Твоих очисти беззакония наша = Пс. 50,3.
5. Яко Тебе согрешихом, Господи = ср. Пс. 50,6,
6. и безвестная и тайная сердца человеческаго ведущему = ср. Пс. 50,8б,
7. и единому имущему власть оставляти грехи = Марк. 2,10 ;
8. сердце же чисто создав в нас = Пс. 50,12а,
9. и духом владычним утвердив нас = Пс. 50,14б,
10. и радость спасения Твоего сказав нам = Пс. 50,14а.
11. не отрини нас от лица Твоего = Пс. 50,13:
12. но благоволи, яко благ и человеколюбец,
13. даже до последняго нашего издыхания, приносити Тебе жертву правды и возношение во святых Твоих жертвенницех = Пс. 50,21.
В. Милостию и щедротами и человеколюбием единородного Твоего Сына, с Ним же благословен еси, со всесвятым и благим и животворящим Твоим Духом, ныне...
Эта молитва является настоящей псаломной молитвой: ее текст близок к тексту псалма, хотя не буквально, придавая ему христианский смысл. Пс. 50 рассматривается как псалом в высшей степени покаянный, и он действительно является таким в своей первой части. Но после 9-го стиха затронуты другие темы: духовное обновление (стихи 9, 10, 12, 14–15), радость спасения (стихи 10,14), провозглашение чудес Господа (стихи 15,17) и особенно действие в нас Духа Божия (стихи 12, 13, 14): не без причины этот псалом составляет также часть теперешнего Третьего Часа, и стихи 13 и 14 вошли в сердце Литургии перед епиклезисом.
Это является почти общим фактом, который можно указать во всех литургических традициях Востока и Запада: Пс. 50 открывает утреннюю часть службы. Это является общим до такой степени, что если его найти в середине службы, то можно с большой вероятностью утверждать что все, что предшествовало ему, является частью не собственно утренней службы, но предрассветного бдения как в случае константинопольского ᾀσματικὸς ὄρθρος, или монашеской савваитской службы.
Св. Василий, который в Regulae Îusius tractatae
³⁰ считает утреннюю молитву средством получить радость и веселье, столь важные в духовной жизни, является в то же время свидетелем использования Пс. 50 как начала утренней молитвы
³¹: радость и восторженность прощенного грешника, который не остается неподвижным в своей скорби, но позволяет Духу вести себя, чтобы превзойти самого себя и сметь объявлять о чудесах Бога.
Примечательным фактом в нашей молитве является то, что в стихах 8, 9 и 10 наша молитва превращает повелительные наклонения Пс. 50, стихов 12 и 14 (
сотвори, утверди, дай мне познать), в причастия прошедщего времени (
сотворивший, утвердивший, давший познать) во множественном числе. То, что для Давида было милостью долженствующей наступить, для христиан, особенно рассматриваемых как церковное тело, уже является реальностью, поскольку Дух Святой был уже дан.
Весьма удачно в ст. 6 молитвы толкование ст. 8 псалма, также как и вставка текста Марка 2,10 в ст. 7.
Будущее время ст. 21 псалма, будущее условное, в ст. 12 молитвы становится повелительным наклонением прошения: прими жертву справедливости (θυσίαν δικαιοσύνης) и возношение (ἀναφοράν) евхаристическое, или, что более вероятно, жертву хваления всей нашей жизни.
Эта молитва читалась до Пс. 50, который пелся, чередуя каждый стих с тропарем «пентикостарион», соответствующим праздничным дням
³². Молитва не делает никаких намеков на переход из притвора в храм, что должно было иметь место во время восьмого антифона.
11-ая молитва Утрени
Молитва псалмов 148–149–150
Славянский Служебник:
[11] 1. Боже, Боже наш, умныя и словесныя составивый силы Твоею волею,
2. Τя молим и Тебе мили деемся:
3. приими наше по силе славословие, со всеми создании Твоими,
4. и богатыми Твоея благости воздаждь дарованьми:
5. яко Тебе преклоняется всякое колено небесных, и земных, и преисподних = ср. Фил. 2,11,
6. и всякое дыхание и создание поет непостижимую Твою славу = ср. Пс. 150,6:
7. един бо еси Бог истинный и многомилостивый = ср. Исх. 34,6.
В. Яко Тя хвалят вся силы небесныя = Пс. 148, 2
и Тебе славу возсылаем, Отцу, и Сыну, и Святому Духу...
Сразу после Пс. 50 в Константинополе следовали псалмы 148, 149 и 150 и
Слава в вышних Богу; последнее еще пелось на амвоне в середине церкви и составляло начало входа в алтарь. Только после этого имела место главная часть службы: трисвятое, прокимен, чтения (ср. теперешние Великую Пятницу и В. Субботу), воскресное Евангелие, ектения оглашенных, две молитвы верных (ср. молитвы [XII, XIII, XIV] в Гоар, с. 45), просительная ектения и благословение.
В этой схеме, оставляя в стороне восемь антифонов бдения, наши псалмы 148–150, рассматриваемые сегодня как заключение Утрени, были в Константинополе скорее началом собственно утренней части службы.
Эта схема службы осталась не только в Утрени Великой Пятницы и Субботы, но также, в сокращенной форме, при чтении воскресного Евангелия в нынешней монашеской службе: Евангелие читается до Пс. 50, следовательно между ночной псалмодийной частью кафизм и собственной утренней частью, но оно еще предшествуется воскресным прокимном и несколькими стихами псалма 150.
Утренние по преимуществу псалмы, три последние из Псалтыри, могли быть с трудом чем-либо интерпретированы лучше, чем нашей молитвой [11], которая предшествует им: покорность всех созданий, духовных или материальных, Богу (ст. 1) и похвала, воздаваемая ими (стихи 5 и 6), и далее просьба принять также человеческую хвалу, которую мы присоединяем к хвале всей вселенной. Даже конечный возглас, который обычно остается нейтральным по своему тексту, возвращается на этот раз к теме молитвы, возвращаясь к восхвалению, воздаваемому высшими силами.
Это подчеркивание в молитве [11] хвалы ангельских сил, имеющей ослабленную важность в псалмах 148–150, смешанной с хвалой всех созданий, даже неодушевленных, позволяет нам обнаружить влияние другого вдохновляющего источника:
Иоцера, уже упомянутого, в котором вместе с темой создания света преобладает тема создания высших разумных существ, с подробным описанием небесной литургии, которая раскрывается в
Свят, Свят, Свят высших ангелов и в
Благословенна слава Животных и Колес, ангелов или космических сил
³³.
К этой небесной хвале
Иоцера человек, по-видимому, остается непричастным, хотя в
Амиде Свят, Свят, Свят повторялось собранием.
Слава в вышних Богу, которое заканчивает и дополняет Пс. 148–150, конкретизирует эту христианскую хвалу, которую представляла молитва [11].
Многие более поздние рукописи, как мы увидим позднее, присоединяют к
Слава в вышних молитву [12], следующую за
Славой, ввиду исчезновения молитв [XII, XIII, XIV], и начала молитвы, похожей на
Славу. Но дальше мы увидим, насколько безосновательно такое присоединение.
12-ая молитва Утрени
Молитва «отпуста» после конечной ектении
Славянский Служебник:
[12] 1. Хвалим, поем, благословим и благодарим Тя, Боже отцев наших,
2. яко превел еси сень нощную и показал еси нам свет дневный.
3. Но молим Твою благость: очисти грехи нашя
4. и приими моление наше, великим Твоим благоутробием,
5. яко к Тебе прибегаем милостивому и всесильному Богу.
6. Возсияй в сердцах наших истинное солнце правды Твоея = ср. 2Кор. 4,6,
7. просвети ум наш и чувства вся соблюди,
8. да яко во дни благообразно ходяще = Римл. 13,13,
9. путем заповедий Твоих, достигнем в жизнь вечную:
10. яко у Тебе есть источник жизни = Пс. 35,10,
11. ив наслаждение быти сподобимся неприступного Твоего света.
В. Яко Ты еси Бог наш, и Тебе славу возсылаем, Отцу, и Сыну, и Святому Духу...
Мы сопоставили молитву [7] Вечерни с молитвой ектении Вечерни Апостольских Постановлений (гл. II, с. 20–21). Мы полагаем возможным сделать то же самое с молитвой [12] Утрени и ее соответствием в тех же Апостольских Постановлениях. Вот текст последней :
1-ая молитва Утрени
из VIII-ой книги Апостольских Постановлений³⁴
Молитва после ектении
А.П.VIII, Утр. I:
1 – Боже духов и всякий плоти,
2– несравнимый и вседовольный,
3 – Иже давый солнце во область дне, луну же и звезды во область нощи.
4 – Сам и ныне призри на ны милостивыми очесы,
5 – и приими утренняя наша благодарения,
6 – и помилуй ны;
7 – не бо прострохом и руки наша к Богу чуждему,
8 – не бо есть в нас бог нов (ср. Пс. 80,10),
9 – но Ты вечный и бесконечный.
10 – Иже еже быти нам Христом подавый
11 – и еже благо быти Им даровавый,
12 – Сам и жизни вечныя сподоби нам Им,
В – с Ним же Тебе слава и честь и почитание, и Святому Духу во веки. Аминь.
(Перевод Н.Д. Успенского).
Текстуальное родство между молитвой [12] Утрени и молитвой 1-ой Утрени Апост. Постановлений может казаться еще более слабым, чем между молитвой [7] Вечерни и молитвой 1-ой Вечерни Апост. Постановлений, однако, в этих четырех молитвах можно найти некоторые общие элементы. Это будет более очевидным, если предположить общий источник для молитв Евхология и молитв Ап. Пост.: иудео-христианскую молитву первых столетий. Точки их соприкосновения, как нам кажется, следующие:
1. хвала Богу, Который повелевает переходом от тьмы к свету для блага человека: [12] 2,6 = I Ап. Пост. 3;
2. прошение принять молитву (δέησις) : [12] 3–4 = утреннее благодарение: I Ап. Пост. 4–5;
3. прошение о духовном свете на земле и вечный свет впоследствии: [12) 7–11 = о вечной жизни: I Ап. Пост. 12;
4. утверждение, что Бог является единственным, кто может помочь нам: [12] 5,10 = 1 Ап. Пост. 7–9;
1. является главной темой Йоцера; мы об этом уже говорили выше в связи с молитвой [4],
2. является темой благословений 15–16 из Амиды 18-ти благословений,
3. является прошением о свете разума, чтобы понимать закон, любить его, исполнять его и снискать жизнь вечную. Это тема Ахавы, которую мы развили, комментируя молитву [3].
4. об этом мы уже говорили в связи со ст. 3 молитвы [2]. Достойны внимания и другие моменты, отдельные для каждой молитвы.
Начало молитвы [12], по-видимому, взято из
Слава в вышних, но кроме этой фразы, остальные части обоих текстов совершенно различны. Эта фраза могла бы развить тему ангельской хвалы
Йоцера, о чем мы уже говорили в связи с молитвой [11].
Начало молитвы [12]:
Бог наших отцов и начало 1 Ап. Пост.: Бог духов и всей плоти – оба происходят из 18 благословений: первый из первой
берахи и второй из второй.
Существенным моментом несходства является момент посредничества Христа. В Постановлениях оно появляется повсюду, но полностью отсутствует в наших молитвах Евхология. Это можно объяснить православной тенденцией избегать в молитвах всего, что могло быть плохо истолковано в эпоху христологической полемики, но это можно также объяснить и фактом большой древности наших молитв и особенно их еврейского вдохновения. В действительности в наших молитвах Евхология отсутствует, как кажется, всякое упоминание о Христе за исключением молитвы [7] и троичных формул возгласов; но эти возгласы являются, по-видимому, скорее приложениями, чем составными частями молитв. Это и тот факт, что они не всегда присоединены к одним и тем же молитвам, а являются взаимозаменяемыми, позволяют нам не считаться с ними в данный момент.
13-ая молитва Утрени
Молитва главопреклонная
Славянский Служебник:
[13] 1. Господи святый, в вышних живый
и на смиренный призираяй = Пс. 112, 5б-6а,
2. и всевидящим оком Твоим призираяй на всю тварь,
3. Тебе приклонихом выю сердца и телесе,
4. и молимся Тебе:
5. простри руку Твою невидимую от святаго жилища Твоего = ср. Иер. 2,9; Пс. 32,14,
6. и благослови вся ны.
7. И аще что согрешихом, волею или неволею,
8. яко благ и человеколюбец Бог прости,
9. даруя нам мирная и премирная благая Твоя.
В. Твое бо есть, еже миловати и спасати ны, Боже наш,
и Тебе славу возсылаем, Отцу, и Сыну, и Святому Духу...
Эта молитва, как и та, которая соответствует ей в Вечерне, сохранившая свое первоначальное место в конце службы, даже если она произносится тайно, аналогична также с соответствующей молитвой в VIII книге Апостольских Постановлений, а именно: второй молитвой Утрени, являющейся также молитвой благословения как окончания службы. В нашей главе о Вечерне (гл. II, с. 43) мы сопоставили молитву [9] Вечерни с соответствующей молитвой Постановлений и с благословением Аарона книги Чисел 6,22–27
³⁵. Отсылаем читателя к этим страницам. Вот текст, который мы хотим сопоставить с молитвой [13]: