#25eТе же самые молитвы, с небольшими различиями в тексте или в рубриках, оказываются в числе тридцати рукописей (по большей части в евхологиях различных традиций) среди примерно сотни изученных. Мы не претендуем на то, чтобы полностью исчерпать данный вопрос, и очень хотели бы, чтобы другие авторы смогли дополнить нашу работу, но, с другой стороны, мы полагаем, что сходство представленных ниже источников позволит сделать некоторые заключения.
Прежде всего мы представим евхологии, описывающие суточный круг Песненного последования.
Затем мы представим евхологии, которые не следуют более циклу Песненного последования, но которые с молитвами для Вечерни и Утрени, расположенными согласно монастырскому богослужению, сохранили Паннухис.
После этого мы перечислим другие источники, содержащие Паннухис, в особенности типиконы: там больше не встречаются интересующие нас молитвы, или они там только называются, но зато мы имеем общий план расположения этих молитв, все богослужение в целом.
Далее следуют три отдельных раздела: о монастырской «Паннухис», о заупокойной службе, которую в некоторых традициях называют также «Паннухис» или Панихидой, и о других службах, родственных древней Паннухис.
а. – Евхологии,
содержащие полный суточный круг²⁴ 1.
Барберни 336²⁵ (VIII-IX вв.) : кодекс соб. св. Марка по Гоару; итало-греч. константинопольской традиции с палестинскими элементами (Веч. с. 48; Утр. с. 93; Час. с. 165)
²⁶.
Круг: Вечерня А) – Полунощн. – Утрен. Аа) – «1 Час» – III Час – VI Час – IX Час – Тритоекти «поста»... Паннухис (после Крещения).
Паннухис: текст и рубрики: см. выше; «1 Час»: две молитвы «для I часа», не составляющие полного богослужения 328.
2.
Ленинград 226 (ГПБ) (X в.): кодекс Порфирия Успенского; как предыдущий, но происходящий с Синая. (Веч. с. 48; Утр. с. 93; Час. с. 165 )
²⁸.
Круг: Вечерня А) – Полунощн. – Утрен. Аа) – III Час – VI Час – IX Час – Тритоекти... Паннухис неполная.
Отсутствуют: I Час и «I Час».
Паннухис: «Молитвы ἐπὶ П.».
3.
Гроттаферрата Г β VII (X в.): итало-греч. или константинопольск.;
кодекс неполн. (Веч. с. 49; Утр. с. 93; Час. с. 166330.
Круг: Вечерн. С) – Утрен. Аа) – I Час – III Час – VI Час – IX Час – Тритоекти неполн. (конец кодекса).
Отсутствуют: Паннухис и Полунощн.
Примеч.: Отсутствие Полунощн. в круге, возможно, указывает на ее замену Полунощницей Часослова
³⁰.
4.
Гротт. ΓβI (ΧΙ–ΧΙΙ1 вв.): кодекс Виссариона, с Крита; не хватает тетрадей в начале (Веч. с. 48; Утр. с. 95; Час. с. 166)
³¹.
Круг: Тритоекти – Вечерня А) – Паннухис – Полунощ. – Утреня Ас) – I Час – "I Час" III Час – VI Час – IX Час.
Паннухис внутри круга. Варианты с Барб. 336 в рубриках: заглавие и молитва [1]: «молитвы κατὰ Паннухис: молитва 1-го антифона Паннухис». Молитва [5]: «главопреклонения».
5.
Коален 213 (1027 г.): священника Святой Софии; не содержит чинов Литургий намеренно. (Веч. с. 48; Утр. с. 94; Час. с. 167)
³².
Круг: Вечерня А) – Паннухис – Полунощн. – Утрен. Ас) – I Час – « I Час » – III Час – VI Час – IX Час.
Отсутств.: Тритоекти (она была отдельно с Литургиями).
Примеч.: I Час и « I Час » идентичны с Гротт. ГβI так же, как и Утреня и заглавия и рубрики Паннухис.
6.
Ватикан 1970 (XII в.): из монастыря Россано в Калабрии, воспроизводит традиции Константинополя, а не монастырские. (Веч. с. 48; Утр. с. 96; Час. с. 167.
Круг: Вечерня В) – Паннухис – Полунощн. – Утреня Ва) – I Час – III Час – VI Час – IX Час – Тритоекти «Великой Церкви».
Примеч.: Вечерня и Утреня утеряли молитву об оглашенных и две молитвы верных, следовавших за ними
³³.
7.
Севастьянов 474 (Библ. Ленина в Москве, гр. 27) (X-XI вв.): палестинский константинопольской редакции (Веч. с. 48 ; Утр. с. 95; Час. с. 169.
Круг: Вечерня А) – Утреня Ас) – Паннухис – Вечерня Пятидесятницы – I Час – III Час – VI Час – IX Час – Тритоекти и Полунощн.
Примеч.: I, III, VI и IX Час и Полунощн. являются здесь неуместными, вероятно, эти службы больше не являлись частью круга (они заменены часами Часослова), кроме исключительных случаев. Паннухис также вне круга.
8.
Син. 958 (XI в.): с Синая или палестинский (Веч. с. 48 ; Утр. с. 109; Час. с. 169)
³⁴.
Круг: Вечерня А) – Утреня D6a)... Паннухис – Вечерня Пятидесятницы... I Час – III Час – VI Час – IX Час.
Отсутствуют: Полунощн. и Тритоекти.
Примеч.: Вечерня тина А) (Песненн. последов.), Утреня типа D) (монастырск.) ; вероятно, другие Часы также служились по Часослову; Паннухис, I Час, III Час, VI Час и IX Час, видимо, обычно не совершались, ибо они помещены в приложении.
9.
Син. 959 (XI в.): из семьи рукописи н. 8, но ближе к традициям Константинополя (топографические сведения); неполный в конце.
(Веч. с. 48 ; Утр. с. 95; Час. с. 170)
³⁵.
Круг: Вечерня А) – Паннухис – Полунощн.... Утреня Ас)...
Отсутствуют: I Час – III Час – VI Час – IX Час – Тритоекти (очень вероятно, что случайно).
Паннухис, приписываемая св. Герману (см. выше с. 184 , что достойно внимания, т.к. это приписывание находится в рукописи, отражающей довольно хорошее знакомство с ситуацией в Константинополе.
10.
Оттобони 344 (1177 г.): из Отрантского Собора, под влиянием Константинополя. (Веч. с. 53 ; Утр. с. 113; Час. с. 172)
³⁶.
Круг: Вечерня L) – Утреня D2a) – Паннухис: только молитва [I].
Сверх круга: I Час – III Час – VI Час – IX Час (приписываемые св. Герману) трижды в год.
Отсутствуют: Полунощн. и Тритоекти.
Примеч.: Паннухис, по-видимому, не была уже той, которая помещается в древнем Евхологии, но той службой, которую этим именем называли Студиты и в которой они, по-видимому, сохранили лишь одну молитву. Ср. ниже, III отделение, с. 200.
11.
Синод. Библ. (Москва) сл. 675 (371) (ГИМ) (XIV-XV вв.): Требник патриарха Никона (Час. с. 167)
³⁷.
Круг (не обязательный, для желающих: в виде приложения к суточному кругу): Мол. Вечерни А), начиная с прокимна – Паннухис – Полунощн. – I Час – «I Час» – III Час – VI Час – IX Час.
Паннухис: «Молитвы напихидные или вечерние» (молитвы Вечерни: «молитвы, читаемые вечером»). « I Час» : как Коален 213 и Гротт. ΓβΙ; вероятно, источник Синод. 675 тоже Константинопольский
³⁸.
12.
Тифлис груз. 450 (XVI в.). (Веч. с. 52; Утр. с. 112; Час. с. 168340.
Круг: Вечерня L) – Утреня D4c) – I Час – III Час – VI Час – IX Час.
Отсутствуют: Полунощн. и Тритоекти. На месте Паннухис Песненной: «Паннухис » монастырская (сравн. ниже) с другими молитвами для особых случаев и поэтическим каноном.
Рукописи, перечисленные до сих пор, несмотря на их ограниченное количество, дают возможность сделать некоторый вывод об историческом развитии Паннухис: прежде всего ее отсутствие в древней рукописи (3), которая, однако, выявляет уже монастырскую тенденцию (Вечерня С; Полунощн. в приложении); ее появление вне круга (как бы для того, чтобы указать на ее случайное применение) в наиболее древних евхологиях (1, 2); затем ее появление среди других служб суточного круга в ряде рукописей (4, 5, 6). которые, как кажется, ведут свое происхождение довольно прямо из константинопольского источника; Паннухис сохраняется в других рукописях, которые начинают отделяться от соборной практики (7, 8, 9, 10).
В русской рукописи (11) она появляется искусственно восстановленной, в то время, как в грузинской рукописи (12), где круг почти полный, Паннухис появляется уже переобразованной.
В нижеследующих рукописях, константинопольский или песненный круг больше не существует, но Паннухис сокранилась, наряду с Вечерней и Утреней, которые указывают уже на компромисс между Евхологием и Часословом, может быть как на особую службу. Она даже породит вторую службу, которая, используя древние молитвы по усопшим, станет в русских рукописях «Паннухис по усопшим» или просто Панихидой.
Б. – Евхологии, не содержащие полного суточного круга,
но все же имеющие Паннухис рукописей группы А⁴⁰
13.
Синай 956 (X в.): епископский евхологий константинопольской традиции; поврежден в начале (Утр. с. 112)
⁴¹.
Службы: конец Вечерни А) – Паннухис... Тритоекти... Утреня D3a).
Паннухис: заглавие «молитвы П.»; текст как Барб. 336; молитва [5] без заглавия, как Барб. 336.
14.
Синай 961 (XI-XII вв.): константинопольск. источника, без патриарш. служб.; списан в Сипае или в Палестине. (Веч. с. 48 ; Утр. с. 97; Час. с. 171)
⁴².
Службы: Вечерня В) – Паннухис – Полунощн. – Утреня Ва) – Тритоекти.
Паннухис: «молитва 1-го антифона П.» и т.д.
15.
Синай 962 (XI-XII вв.): из семьи Син. 958, 959 и 961; не епископск. (Веч. с. 52; Утр. с. 110; Час. с. 170)
⁴³.
Службы: Вечерня К) – Паннухис – Утреня D5a).
Паннухис: «Молитва 1-го антифона» и т.д.
16.
Пантелеймон 162 (1890) (XI-XII вв.)
⁴⁴.
Службы: Паннухис – Утреня (вероятно, С).
Паннухис: пять молитв; не хватает начала [1].
17.
Коален 214 (XII в.) (Веч. с. 49; Утр. с. 99).
Службы: Вечерня В) – Паннухис – Утреня Ва).
Паннухис: «мол. П. »: пять молитв.
18.
Гротт. Г β XIV (XIII в.). (Утр. с. 109)
⁴⁵.
Службы: Преждеосвященные – Паннухис – Утреня D6a).
Паннухис: неполная; является продолжением Литургии Преждеосвященных.
Примеч.: в середине Утрени листок (попавший случайно?) с фрагментом заупокойной службы.
19.
Оттоб. 434 (XIII в.): неитальянский, восточного происхождения (Веч. с. 53; Утр. с. 97, н. 18)
⁴⁶.
Службы: Вечерня L) – Паннухис – Утреня Ва).
Примеч.: молитва [1] Паннухис: следует после Мол. [9] Вечерни, как «другая молитва»; [2] и [3]: «мол. 2-го антифона» и т.д.; [4]: «мол. отпуста Паннухис»; [5]: «мол. главопреклонения».
20.
Патриархат Александрийск. 149 (104) (XIV в.): евхологий греко-арабск., египетского происхождения (благословение Нила)
⁴⁷.
Службы: Паннухис и праздничные величания после канона. Паннухис: «антифоны и молитвы П. Великого Поста»:
1 антифон: Пс. 119,1,2,7; припев как в Дрезден 104 (ср. ниже, с. 194).
[1] молитва (без ектении).
2 антифон: Пс. 120, 1,7,7,8; припев как Дрезден 104.
[2] молитва.
3 антифон: Пс. 121,1,2,7,9; припев как Дрезден 104.
[3] молитва; [4]: «мол. отпуста»; [5]: «главопреклонения».
Далее: Евангелия «τῶν παννυχίδων 1-ой недели Великого Поста».
21.
Пантократор 149 (XV в.) (Веч. с. 54)
⁴⁸.
Службы: Вечерня Ν) – Паннухис – Утреня Са). Паннухис: «Другое последование для μέγα ἑσπερινόν празднуемых святых»:
Каждение церкви; начало Утрени: Слава Святей... (Троице)·, Молитвы [1] [2] и [3] (тайно): «творение св. Германа Константинопольского для празднуемых святых»
⁴⁹; входные стихи Пс. 94. «мол. входная» не издана (Описание II, 486). Затем следует великая Вечерня, по Дмитриевскому. Кутья (коливо) за святых.
22.
Лавра (Афон) 129 Ω (1522)
⁵⁰.
Службы: Утреня – Паннухис – Вечерня. Паннухис : одно заглавие; расположена на двух листах рукописи : вероятно, (отсутствуют примечания у Дмитриевского) пять обычных молитв Паннухис.
В. – Евхологии, содержащие Паннухис в процессе ее развития⁵¹
23.
Софийский сл. 518 (Ленинград ГПБ) (XIII в.): из коллекции Св. Софии в Новгороде. (Утр. с. 114; см. с. 97 , примеч. 21). Службы: Вечерня К?) – Паннухис – Утреня (не классифиц.). Паннухис: «Молитвы Панахид»: [1] [2] [3] и [5] («мол. главопреклонения»).
24.
Соф. сл. 522 (XIV в.) (Утр. с. 97 . Службы : Утреня Ва) – Панихида – Вечерня, (не классифиц.). Панихида: «(молитвы) на Понахиде»:
[1] Д: По усопшим:
Господи, утешение скорбящим... [2] Д: - :
Благодарим Тя... [3] Д: - :
Владыко, Господи, Боже наш, имея безсмерcтвo...⁵²
25.
Соф. сл. 526 (XIV в.): очень красивый кодекс, предполагающий важного владельца. (Утр. с. 97).
Слубжы: Вечерна D) – Паннухис – Утреня Ва).
Паннухис: «молитвы, когда поют канон»: [1] [2] [3]. Ср. н. 34 b
с. 195: «Паннухис» с каноном.
26.
Щукин сл. 745 (XIV в.) (ГИМ) (Утр. с. 97).
Службы: Утреня Ва) – Вечерня D) – Паннухис – Панихида.
а) Паннухис: без заглавия, молитва [1] тотчас после [9] Вечерни; [2], [3], [4], [5]?; эта, как молитва главопреклонения.
б) Панихида: «молитвы, когда поют Панах...»:
[1] Д:
Господи, Господи, утешителю скорбящим... [2] Д:
Благодарим Тя, человеколюбче... [3] Д:
Владыко, Господи, Боже наш, един бесмерт...
27.
Синод. Библ. сл. 598 (345) (XIV в.) (Утр. с. 97 )
⁵³.
Службы: Вечерня Р) – Утреня Ва) – Паннухис
Паннухис: «Молитвы, когда поют Веч... »
⁵⁴: Пс. 142.
Молитвы [1], [2], [4].
Ектения об усопших.
28.
Синод. Архивы сл. 732 (XV в.)
⁵⁵.
Службы: Вечерня Р) – Утреня Ва) – Паннухис – Панихида.
а) Паннухис: «молитвы, когда поют Молебны»:
[1], [2], [3], [4] и может быть [5], соединенная с [4]:
(листы 57об.–59).
б) Панихида: «молитвы, когда поют Панах... »:
[1] Д. [2] Д, [3] Д: как н. 26.
[4] Д:
Помяни, Господи, упования воскресения жизни...⁵⁶ Ектения.
29.
Синод. Αрх. сл. 733 (XV в.)
⁵⁷.
Службы: Утреня Ва) – Паннухис.
Паннухис: «Молитвы, когда поют Канон»: [1], [2], [3], [5].
30.
Соловецкий сл. 1018 (703) (XV в.)
⁵⁸.
Панихида: без заглавия: [1] Д, [2] Д, [3] Д как н. 26.
Рубрика: Панихида в пятницу вечером (по Типикону) : Пс. 90 и канон.
31.
Соловецкий сл. 1085 (725) (1505 г.): написан на Лысой Горе
⁵⁹.
Панихида: молитвы как Солов. сл. 1018: «Последование о усопших в патницу вечером».
32.
Синод. Библ. сл. 616 (360) (XVI в.) (Утр. с. 99)
⁶⁰.
Службы: Вечерня Р) – Паннухис – Утреня Вb).
Паннухис: «молитвы понахидные».
[1], [2], [3], [4], [5].
6-ая молитва = [5] Д:
Боже духов и всякия плоти ⁶¹.
33.
Ватикан гр. 1833 (X в.) (Веч. с. 52; Утр. с. 105)
⁶².
Службы: Вечерня К) – Утреня D8a) – Паннухис.
Паннухис: «молитвы Паннухис св. апостолов после Повечерий»: шесть молитв:
1.
Насладившись благодеяниями днесь... 2.
Благословен Ты, Господи, Владыка Вседержитель, Который просветил... сравн. мол. [IX] Вечерни (см. гл. II, с. 34 и 48: молитва 1-го малого антифона).
3.
Источник милосердий... 4.
Ты человеколюбец и Владыко благой... 5.
Мы Тебя благодарим, Владыко человеколюбец: [2] Д.
6. «Отпуст П.»:
Господь, Бог нашего спасения ⁶³ .
В кодексе столь древнем текст этих молитв указывает на особый источник, вероятно, невизантийский.
Г. – Типиконы, дающие описание Песненной Паннухис
33.
Дрезден А 104 (XI в.): «праксапостолос » (Апостол) с рубриками, указывающий обряды Церкви Св. Софии Константинополя:
а) Паннухис 1-ой недели В. Поста и трех первых дней Страстной Седмицы (в церкви Св. Софии)
⁶⁴.
1. Начальное славословие:
Благословенно царство Отца... 2. Пс. 90 (Пс. 90, 96 три раза).
Слава Отцу. 3. Ектения. Молитва [1].
4. 1 антифон: Пс. 119,1,2,7а,76.
Слава. И ныне. К каждому стиху припев:
Яко благоутробен... Затем «перисси» (добавочный тропарь). В течение 1-го антифона общее каждение.
5. Ектения. Молитва [2].
6. 2 антифон: Пс. 120,1.2.7.8. Припев:
Милосердия двери... Слава. И ныне. Добавочные.
7. Ектения. (Молитва [3]?).
8. 3 антифон: Пс. 121,1.2.7.9.
Слава. И ныне. Припев:
Помилуй нас, Господи, помилуй нас... 9. Пс. 50. Припев: Милостивый Господи, помилуй нас.
10. Прокимен (Пс. 28.11.1). Возглас:
Яко свят еси Боже наш... Всякое дыхание (Пс. 150,6). Евангелие (Лк. 21,8...).
11. Тропари троичные:
Бесплотное естество... свят, свят, свят... помилуй и спаси нас. Аминь. 12.
Господи помилуй: 40 раз.
13. Возглас (
Главы нашя?). Главопреклонение. Отпуст.
Примеч.: Молитва [1] дана начальными словами (Барб. 336), [2] обозначена только как «2-ая молитва». О молитвах [3], [4], [5] не говорится ничего. Сама служба возглавляется патриархом, который совершает каждение и произносит возгласы.
b) Паннухис св. Феодора Стратилата в пятницу на 1-ой педеле Великого Поста (в церкви с монастырским Типиконом)
⁶⁵:
1. Крестный ход в Спаракию
⁶⁶ при пении тропарей.
2. Пс. 90. Вход в церковь.
3. 1-ая молитва [1].
4. Пс. 117:
Бог Господь и тропарь Святого.
5. Пс. 50 «по обряду Великой Церкви». Каждение.
6. Канон святого.
7. (после 3-ей песни): Кондак. Чтение св. Григория Нисского.
8. (после 6-ой песни): Прокимен.
Всякое дыхание. Евангелие.
9. (после 9-ой песни): Трисвятое.
10. Ектения сугубая.
11. Главопреклонение. Отпуст.
c) Паннухис в пятницу 5-ой недели Великого Поста с кондаком Божией Матери (в Влахернской церкви
⁶⁷.)
1. Крестный ход из Великой Церкви в Влахерны. с промежуточным стоянием в форуме при пении тропарей.
2. Пс. 90. Вход в церковь.
3. Три антифона 1-ой недели (Пс. 119, 120, 121).
Общее каждение.
4. Троичные тропари, как на 1-ой неделе.
5.
Господи помилуй: 40 раз.
6. Чтение.
7. Пение кондака:
Взоранной Воеводе... три раза и также все икосы кондака («контакион» = свиток; здесь синоним всей композиции в целом)
⁶⁸.
8. Процессия возвращения в Великую Церковь.
9. Ектения сугубая. Отпуст.
d) Паннухис Недели Православия. Но дело идет скорее о монастырской Утрени в Влахернах, после которой имеет место крестный ход и Литургия в Св. Софии
⁶⁹.
Сравнивая три Паннухис из
Дрезден 104, можно констатировать, что а) и с) являются «песненными» службами, тогда как b) кажется синтезом службы соборного духовенства, шедшего крестным ходом, и службы монашеской церкви. Все три службы: а), b) и с) предвидят вход в церковь при пении Псалма 90. Пс. 50 является общим для а) и b) ; так как он был соединен с 3 антифоном, вероятно с) его тоже предполагала. Три антифона находятся в а) и с): в b) они заменены одним Пс. 117. Евангелие, (предшествуемое, как всегда, прокимном и
Всякое дыхание, имеется в а) и b). Кондак в b) и с).
Господи помилуй 40 pas в а) и с); вероятно, соответствуют ектении. (Барб. 336 и Гротт. ΓβI говорят просто Господи помилуй там, где сегодня имеется ектения). Кондак находится в с) и также в b), хотя уже включенным в канон, как и Евангелие. Наши молитвы, напротив, едва появляются в а) и b), хотя мы полагаем нормальным то. что они не даются Типиконом; они сами по себе должны были сопровождать антифоны.
35.
Агиос Ставрос Иерус. 40 (X в.)
⁷⁰. Дни Паннухис по Типикону Святой Софии (после чтения, которое следовало после Вечерни) накануне:
1. 1 сентября (новый год);
2. 8 сентября (Рождество Богородицы);
3. 14 сентября (Воздвижение Креста);
4. 18 декабря (храмовой праздник Богородицы в Халкопратии);
5. 23 декабря (храмовой праздник Святой Софии).
6. 25 декабря (Рождество Христово);
7. 6 января (Богоявление);
8. 25 марта (Благовещение);
9. 11 мая (юбилей основания города);
10. 29 июня (святые Петр и Павел);
11. 16 июля (отцы Халкидонского Собора);
12. 6 августа (Преображение Господне).
13. 15 августа (Успение Богородицы);
14. 16 августа (избавление осажденного города от 15.VIII–717 г. до 15.VIII-718 г.);
15. Четверг Вознесения Господня;
16. Воскресенье перед Пятидесятницей;
17. Воскресенье Пятидесятницы.
Кроме того:
I. Вся первая неделя Великого Поста (обычные «панихидные стояния» для отпущения грехов);
II. Суббота 5-ой недели Великого Поста;
III. Вербное Воскресенье;
IV. Все дни Страстной Седмицы (панихидные стояния);
V. Канун Великой Пятницы: особая Паннухис с двенадцатью Евангелиями Страстей;
VI. По этому кодексу и по Патмос 226, не представляется, чтобы имела место Паннухис в ночь Пасхи между Вечерней с Литургией и Утреней, но по
Дрезден 104 (Дмитриевский, Древнейшие, 144) была Паннухис с кондаком и в пасхальную ночь.
По
Св. Крест 40 Паннухис совершалась в Константинополе только 27 или 28 раз в год, и не всегда в Св. Софии.
36.
Аг. Ставрос 43 (1122 г.): Триодь-Типикон Св. Гроба Господня («Aнастасис ») для Страстной Седмицы и Пасхи; содержит в целом поэтические тексты, указания чтений и псалмодии, а также обряды и некоторые случайные молитвы; богослужения развиваются главным образом по схеме палестинского Часослова с некоторыми службами Песненного последования; она, вероятно, отражает практику X века перед разрушением 1009 года
⁷¹:
Паннухис Великого Понедельника, Вторника, Среды и Пятницы,
после заамвонной молитвы Литургии Преждеосвященных Даров:
1. Пс. 119 и два припева:
Яко благоутробен..., и другой.
2. Пс. 120 и припев:
Помилуй нас, Господи... 3. Пс 121 и припев:
Множества соделанных... 4. Пс. 50. Общее каждение.
5. Прокимен.
Всякое дыхание. Евангелие.
6. Тропарь дня.
7. Диакон:
Господи помилуй: 12 раз.
8. Отпуст.
37.
Симеон Солунский, De Sacra Precatione (XV в.)
⁷²:
Паннухис 1-ой недели Великого Поста, после заамвонной молитвы Литургии Преждеосвященных Даров:
1. Пс. 90.
2. Ектения и возглас молитвы [1]. «Молитва 1 антифона» ([1]?) тайно, во время пения 1 антифона.
3. 1 антифон: Пс. 119. Припев:
Яко благоутробен. 4. Малая ектения и возглас молитвы [2].
«Молитва 2 антифона»: [2] с [3] и [4] во время пения 2 антифона.
5. 2 антифон: Пс. 120. Припев:
Милосердия.
6. Малая ектения и возглас молитвы [4].
7. 3 антифон: Пс. 121. Припев:
Помилуй нас. Общее каждение.
8. Пс. 50. Тот же припев 3 антифона.
9. Возглас:
Яко свят еси. Всякое дыхание. Евангелие.
10. Тропари:
Бесплотное естество. 11. Господи помилуй: 103 раза.
12. Молитва «главопреклонения» [5] тайно.
13. Ектения сугубая.
Продолжение Преждеосвященных:
Буди имя Господне. Пс. 33 и благословение. Отпуст.
Примеч.: В этой рукописи, как и в предыдущей, Паннухис является скорее дополнением к Литургии Преждеосвященных. Молитвы больше не слышны народу; они помещены в удобные моменты службы. В гл. 347 (с. 625) Симеон утверждает, что в древние времена Паннухис совершалась каждый вечер, но утверждение это не подтверждается никакими источниками.
Общие элементы Паннухис 37 предыдущих источников
1а. Славословие:
Благословенно Царство: 34а.
1b. Пс. 90: 34а. 34b. 34с. 37.
1bb. Процессия входа: 34b, 34с.
2а. Ектения ; 34а. 37.
2b. Молитва [1]: 1. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 13. 14. 15. 16. 17. 19. 20. 21. (22). 23. 25. 26, 27, 28. 29. 32. 34а (34b). 37.
2с. 1 антифон (Пс. 119)·. 20. 34а. 34с, 36. 37.
2d. Припев:
Яко благоупробен: 20, 34а. 36. 37.
3а. Ектения: 34а. 37.
3b. Молитва [2]: 1.4. 5. 6, 7. 8, 9. (10). 11. 13. 14. 15. 16. 17, 19, 20. 21. (22). 23. 25, 26. 27. 28. 29. 32, 34а. 37.
3с. 2 антифон (Пс. 120): 20. 34а. 34с. 36. 37.
3d. Припев:
Милосердия: 20. 34а. 37.
3dd. Другие припевы: 36.
4а. Ектения: 34а, 37.
4b. Молитва [3]: 1.4.5.6.7.8.9.(10), 11.13. 14. 15. 16. 17. 19. 20. 21 (22), 23. 25. 26. 28. 29. 32 (34а). 37.
4с. 3 антифон (Пс. 121): 20. 34а. 34с. 36. 37.
4d. Припев:
Помилуй нас: 20. 34а. 37.
4dd. Другие припевы: 36.
5а. Пс. 50: 34а. 34b, (34с). 36, 37.
5b. Припев:
Милостивый Господи: 34а.
5bb. Припев:
Помилуй нас: 37.
6. (Прокимен. Всякое дыхание.) Евангелие: 20. 34а. 34b. 36. 37.
7. Канон: 25. 29. 34b.
8. Тропари:
Бесплотное естество: 34а, 34с, 37.
9.
Господи помилуй: 34а, 34с. 36. 37.
10. 10. Кондак: (34b),34с. 35.
11а. Ектения сугубая: 34b. 34с. 37.
11b. Молитва [4]: 1. 4. 5. 6. 7. 8. 9. (10). 11. 13. 14. 16, 17. 19. 20. (22), 26, 27. 28. 32. 37.
12. Молитва [5]: 1. 4. 5. 6. 7. 8. 9. (10). 1 1. 13. 14. 16. 17. 19. 20. (22). 23 (26). (28). 29, 32. (34а). 34b. 37.
13а. Отпуст: 34а. 34b, 34с. 36.
13b. Крестный ход: 34с.
Молитвы за усопших
Молитва [1] Д: 24. 26. 28. 30. 31.
[2] Д: 24. 26. 28. 30. 31.
[3] Д: 24. 26. 28. 30. 31.
[4] Д: 28.
[5] Д: 32.
Мы полагаем, что из рассмотренных выше рукописей мы можем теперь вывести некоторые заключения:
a) Паннухис Песненная была известна повсюду в пределах влияния Византийскою Евхология: в Константинополе, Палестине, Египте, Южной Италии, на Руси.
b) Постоянными элементами этой службы, как кажется, были:
1. Пс. 90 как псалом входа.
2. Три молитвы: ([1] [2) и [3]) после ектений.
3. Три антифона (Пс. 119, 120, 121) с припевом.
4. Пс. 50 (иногда соединенный с 3 антифоном).
5. Каждение храма во время 1 антифона или иногда во время Пс. 50.
6. Молитва, называемая отпуст [4] и молитва главопреклонения [5].
7.
Господи помилуй, повторяемое с сугубой ектенией или без нее.
Евангелие, кондак или канон могут прибавляться, независимо друг от друга или вместе. Наиболее частым элементом, кажется, является канон.
c) Паннухис, как особая служба была, видимо, очень популярной; она вошла в богослужение Студитов (по монастырско-палестинскому обряду), которые адаптировали ее ко своему уставу.
d) В смешанной Паннухис н. 34b три антифона заменены одним
Бог Господь (Пс. 117). С другой стороны, канон, не будучи простым элементом, но соединением трех членов (1°: песни или оды 1 и 3; 2°: оды 4, 5 и 6; 3°: оды 7, 8 и 9), составляющих род службы в службе
⁷³ будет стремиться включить между этими частями другие чуждые эдементы: ектении (и молитвы), седальны поэтические и, в нашем случае: кондак (сокращенный, естественно), чтение, Евангелие и т.д. Это та смешанная Паннухис (общая схема Песненного последования с элементами монастырской службы), которую мы называли «Монастырской Паннухис». Она не везде одинакова, и мы посвятим главу для рассмотрения нескольких более древних источников.
e) На Руси служба Паннухис называлась «Панихидой», «молебным Каноном» или «молебном». К ней прибавляется ряд заупокойных молитв (которые обнаруживаются в древних евхологиях в качестве похоронных молитв). Эта добавочная заупокойная служба получила также название «панихиды». Другая глава нашей работы будет посвящена «Паннухис по умершим» или Панихиде.