В этой таблице можно заметить, что Вечерня и Утреня присутствуют везде (за исключением
Си, которая не является евхологием). «Паннухис» занимает свое «нормальное» место в более поздних кодексах; в
Ба она помещается после Богоявления, может быть в начале Поста; в
Ле она находится в конце кодекса; в
Гр-7 она отсутствует. в других кодексах она перемещена; она находится, напротив, во многих других позднейших рукописях, не имеющих соборной последовательности, о которых мы не говорим
²⁵. Полунощная служба находится вообще в более полных кодексах на своем нормальном месте, между Вечерней и Утреней; мы полагаем, что дело идет о служении ежедневном – если судить по
Ба и
Ле, а также по содержанию молитв этой службы. Третий, Шестой и Девятый Час составляют довольно постоянный элемент: текст молитв один и тот же во всех рукописях (как это является и в случаях «Паннухис», Полунощной службы и «Тритоекти»); в От молитвы III, VI и IX Часа, а также I Часа предназначены для «царских часов» три раза в год. I Час является «белой вороной» последовательности: отсутствуя в
Ле, он представлен в
Ба только двумя молитвами совершенно другого, чем молитвы других Часов, стиля и по-видимому, не предназначенными для настоящей службы; в кодексах, где имеется I Час, с пятью или шестью молитвами, таковые отличаются от одного кодекса к другому или же их местоположение различно, если они и совпадают в тексте; в
Ко и
Γρ–Ι, I Час дублирован двумя молитвами, похожими на молитвы
Ба (но тексты различны). В нашей IV главе мы выдвинули гипотезу, что этот Час был добавлен к кругу лишь значительно позднее, и это могло бы объяснить то, что он не принадлежит к общей традиции: каждая церковь формировала свой I Час, следуя схеме остальных трех Малых Часов, заимствуя молитвы у других служб (в особенности молитвы конца Утрени и молитвы «Тритоекти», которые начинали выходить из употребления) или из других источников, а не из Евхология
²⁶. Итак, мы полагаем, что искомая последовательность точно та, которая содержится в двух наиболее древних кодексах:
Ба и
Ле. Она, по существу, одна и та же и в других рукописях (оставляя в стороне «Паннухис» и I Час). Все эти кодексы, за исключением славянского и грузинского, относятся к довольно определенному периоду: от VIII до XII вв., к периоду от иконоборческого кризиса до взятия Константинополя крестоносцами
²⁷.
Круг часов древнего Евхология включал шесть служб в день: Вечерню, Полунощницу, Утреню, III, VI и IX Час (с двумя молитвами для 1-го часа) и две особые некаждодневные службы: «Тритоекти» в Пост и ночное бдение или «Паннухис» по праздникам и во время Великого Поста.
Вечерня и Утреня (λυχνικόν и ὄρθρος) соответствуют окончанию и началу дня. Это были две наиболее длинные службы круга. Полунощная служба и три дневные службы были намного короче, и все четыре имели сходную структуру. Не было службы I Часа, ибо Утреня сама по себе заканчивалась при восходе солнца, то есть на 1-м часе дня
²⁸. Тем более не было службы Повечерия. «Паннухис» (по структуре сходная с четырьмя Малыми Часами) следовала за Вечерней в те дни, когда она имела место, после промежуточного чтения; это было народное бдение (хотя и относительно короткое), а не служба при окончании дня.
В этой главе мы ограничимся одними повседневными шестью часами, которые мы из практических соображений классифицируем на «Великие» и «малые», несмотря на то, что подобное различение не фигурирует в наших книгах. Мы начнем с Малых Часов, ибо их схема, пополненная, находится и в Великих Часах.
I.
МАЛЫЕ ЧАСЫ Служба
Полунощная, III, VI и IX Час (и
1 Час там, где он существует) – все имеют одинаковую структуру:
а) Три пресвитерские молитвы, называемые молитвами «первого», «второго» и «третьего антифона»; каждая молитва предшествовала пению антифона псалмов, а ей предшествовала диаконская ектения.
б) Молитва, называемая «четвертой», отпуста (ἀπόλυσις), являвшаяся продолжением просительной ектении (αἰτήσεις), которая представляет собой ектению, называемую «ангела мира» по первому ее прошению
²⁹.
в) Пятая и последняя молитва с наклонением головы и прошением о божественном благословении
³⁰, предшествуемая призывом диакона «Преклоним головы наши перед Господом».
1. Полунощная служба (εὐχαὶ μεσονυκτιναί)
О трех антифонах Полунощницы в Типиконе Великой Церкви говорится только один раз: их пели накануне Нового Года (1 сентября) после «Паннухис» и после кондака; не указывается, каким псалмам соответствуют эти антифоны. О Полунощной службе в целом говорится во второй раз в субботу 5-ой недели Поста: она совершалась духовенством Влахернской церкви после «τριαδικόν».
Мы полагаем, что служба эта была обычной, ибо если бы она совершалась только по отдельным случаям, Типикон (который в принципе указывает лишь на то, что является особым и исключительным), обозначил бы дни, в которые она совершалась.
Пять молитв этой службы
³¹ отличаются большой сжатостью и простотой; они гораздо ближе к духу Ветхого Завета, нежели к духу Нового; если каждая молитва заканчивается прославлением Троицы, внутри молитв не появляется никакого намека на Христа. Это отсутствие темы Христа, за некоторым исключением, является довольно общим феноменом во всех молитвах суточного круга Евхология.
Нам незнакомы диаконские ектении, предшествующие этим молитвам; вероятно, ектения «мира» (та, которая предшествует 1-му антифону в Литургии наших дней) предшествовала также 1-ой молитве; малая ектения («паки и паки») могла быть введением ко 2-ой и 3-ей молитвам; ектения «ангела мира» должна была предшествовать 4-ой молитве, 5-ая следовала за призывом диакона преклонить голову
³². После этой молитвы диакон отсылал верующих, произнося: «С миром изыдем».
Часто в Святой Софии за службами следовало длинное чтение или поэтическая композиция; тогда диакон, вместо отсылания, требовал внимания возгласом «Σοφία» (Премудрость).
2. Третий Час
Нигде в Типиконе не упоминается о Часах III, VI и IX
³³. Тем более нам незнакомы антифоны этих трех Часов.
Молитвы этих Часов имеют ту же продолжительность и тот же стиль, что и молитвы Полунощной службы; они еще более сжаты, но содержат ссылки на Новый Завет. Молитвы 1-го и 2-го антифона III Часа
³⁴ напоминают о нисхождении Святого Духа на Апостолов, собравшихся в этот самый час; в 3-ей молитве говорится о заступничестве и о молениях, возносимых к Богу, то, что больше подходило бы, если бы эта молитва сопровождала подробную ектению.
3. Шестой Час
Та же схема, как у предыдущих служб и тот же стиль молитв
³⁵. 1-ая молитва передает идею Кол. 2,14 ; «хирографон» наших долгов, пригвожденный ко Кресту вместе со Христом. 2-ая молитва напоминает о молитве Главы Апостолов в 6-ой час (Деяния Ап. 10,9), что является примером для верующих. Остальные три молитвы подчеркивают величие престола Божия и сияние обители Божией; да склонится Бог с высоты Своей обители, дабы смотреть на нас; быть может, эти мысли внушены блеском этого часа дня: полдень.
4. Девятый Час
1-ая молитва
³⁶ представляет апостолов Петра и Иоанна, идущих на молитву 9-го часа в храм (Деян. 3), и содержит тему чуда совершенного Петром, чтобы испросить доброго знамения для христиан в борьбе с духовным врагом. 2-ая, 3-ая и 4-ая молитвы развивают тему греха, божественного прощения и допущения быть среди спасенных одесную Бога. Эта 4-ая молитва касается также довольно важного момента в христианском предании : постоянной молитвы, дабы не впасть в зло; наш текст придает молитве Часов ту же ценность: беспрерывность замещается усердием в моменты молитвы.
Апостольское Предание (гл. 41), приписываемое Ипполиту, связывает молитву 3-го, 6-го и 9-го часа с различными моментами страданий Господних; наш Евхологий относит воспоминание о страстях к VI Часу, и вносит в качестве темы молитвы трех Часов ту же тему, которую дал Тертуллиан в De oratione (гл. 25): пример молитвы Апостолов в эти три момента дня; кроме «законных молитв» в начале дня и ночи.
Справедливо, что Тертуллиан обращается также к смерти Господа, как к теме для 9-го часа.
II. Великие часы
Две большие службы вечера и утра – λυχνικόν и ὄρθρος – имеют в Евхологии сходную структуру; по существу, ее можно рассматривать как пополнение структуры Малых Часов.
Долгое антифонное пение псалмов имело место на паперти в непраздничные дни.
Согласно кодексу Афин. 2061, рукописи XIV в. с музыкальными отметками
³⁷, восемь антифонов пелись в начале Вечерни и Утрени. Эти антифоны были антифонами Константинопольской Псалтыри, разделенной на 76 антифонов, каждый из которых объединял большее или меньшее число псалмов, в зависимости от их длины. У каждого антифона был один и тот же припев постоянный для всех составляющих его псалмов; припев пелся к каждому стиху (но в этой Псалтыри стихи были длиннее наших). Нечетные антифоны имели в качестве припева
Аллилуиа, у четных были короткие «тропари» из трех слов: глагол в повелительном наклонении:
Помилуй, Спаси, Сохрани и т.д.; личное местоимение 1-го лица в единственном числе и, наконец, звательный падеж Κύριε:
Спаси меня, Господи, и т.д.
Пять антифонов были постоянными: Пс. 85, Пс. 140, Πс. 3–62–133; Пс. 50 и Пс. 148–149–150. Они пелись во все дни. Другие антифоны (числом 71), изменявшиеся, рапределялись по шести на службу (Вечерню и Утреню) в неделю; Утрени воскресные имели только три антифона (Пс. 118, разделенный на три), тогда как у субботней Утрени вместо псалмов были библейские песни.
Псалмопение Вечерни начиналось всегда с постоянного антифона Пс. 85; далее следовали по порядку номеров шесть меняющихся антифонов. Восьмым и последним антифоном Вечерни был Пс. 140. Утреня начиналась с постоянного антифона Псалмов 3–62–133; затем следовали шесть меняющихся антифонов; 8-й антифон был 2-ой песнью трех отроков (Дан. 3,52... или Дан. 3,57...). Вход духовенства и народа с паперти в неф происходил при пении последнего антифона. В праздничные дни меняющиеся антифоны отменялись, и служба начиналась «на амвоне» посреди церкви, может быть, по причине большого стечения народа. Отмена изменяемых антифонов, быть может, объясняется тем фактом, что в предыдущий вечер совершалась «Паннихис».
По кодексу Святого Креста 40 Типикона Великой Церкви
³⁸ число менявшихся антифонов было 25 в день; они распределялись между Вечерней и Утреней в соответствии с временем года. Подобная практика была бы трудно примиримой с рубриками Евхология. Последний, действительно, предполагал только 8 антифонов в службу, предназначая молитву каждому антифону.
Из восьми молитв, предназначенных для антифонов Вечерни, семь сохранились в современном Евхологии : шесть первых молитв из семи, которые священник произносит сегодня тихо во время пения Пс. 103, плюс молитва, называемая «молитвой входа»
³⁹.
Молитвами έωθιναί для антифонов Утрени являются восемь первых из двенадцати, которые священник произносит тихо во время шестопсалмия современной Утрени
⁴⁰. Молитве 1-го антифона как Вечерни, так и Утрени предшествовала великая или мирная ектения.
Вторая часть богослужения, которая начиналась с ектении «ἐκτεvῶç» или «великое Κύριε ἐλέησον», была образована собранием трех антифонов и соответствующих молитв и напоминает нам собрание, имеющееся в Малых Часах.
На Вечерне тремя антифонами, называемыми «малыми антифонами», были Пс. 114, 115 и 116; припев к первому был: Молитвами Богородицы...; ко второму: Аллилуиа, но в конце пелся знаменитый тропарь Единородный Сыне; припевом третьего антифона было Трисвятое. Молитвы этих трех антифонов сохранились среди молитв Вечерни в Пятидесятнице и в «Variae Lectiones» Гоара
⁴¹.
На Утрене вторая часть службы начиналась с чтения Синаксария дня и ектении «έκτενῶς». Затем следовал Пс. 50 с тропарем, относящимся к каждому стиху и
Единородный в конце; потом следовала группа из трех классических псалмов 148–149–150 (последний антифон Псалтыри); в конце
Слава во вышних Богу с последующим Трисвятым.
По воскресеньям процессия входила в алтарь во время
Слава во вышних, после нее пели прокимен воскресный (Пс. 9,33) и читали на амвоне Евангелие Воскресения.
Пс. 50 и Пс. 148–150, как и все другие антифоны имели собственную молитву (соответственно 10-ую и 11-ую из 12-ти имеющихся в нынешнем шестопсалмии; 9-ая, предназначенная для Евангелия, не читалась в Св. Софии). Мы думаем, что Слава в вышних следует рассматривать как третий антифон, но у нас нет молитвы, предназначенной для этого 3-го антифона; по крайней мере нельзя рассматривать в качестве таковой дополнительную молитву
Ле и
Гр- 7 в конце ὄρθρος–α.
Третья часть Вечерни и Утрени была составлена исключительно из молитв и ектений. Схема одна и та же для обеих служб, но текст молитв различен:
а) молитва оглашенных с ектенией;
б) две молитвы верных; как а), они также отсутствуют в современном Евхологии;
в) «третья» молитва (верных), называемая ἀπόλυσις – отпуст (и соответствующая четвертой молитве Малых Часов), предшествуемая ектенией просительной «ангела мира» (в Вечерне это последняя из семи молитв, произносимых во время Пс. 103, и на Утрене, последняя из двенадцати, произносимых во время шестопсалмия);
д) молитва главопреклонная (как в конце Малых Часов); это молитва, находящаяся в конце современных Вечерни и Утрени; единственные молитвы, сохранившие свое древнее местоположение.
В наших II и III главах мы пытаемся найти некоторые аналогии между некоторыми из молитв нашего Евхология (именно молитвы отпуста и главопреклонения) и молитвами Вечерни и Утрени VIII-ой книги Апостольских Постановлений (гл. 37–39)
⁴²; было бы очень заманчивым еще сравнить наши службы с теми, которые совершались, по Егерии, в IV веке в Иерусалиме. Однако нам приходится заканчивать эту работу и дать некоторые общие выводы.
Заключение
Ежедневная последовательность соборного богослужения по древнему Евхологию была составлена из шести служб: две главных в начале дня и ночи (ὄρθρος и λυχνικόν) и четыре, более кратких: служба Полунощная, III, VI и IX Час. Двойная молитва первого часа дня не составляла настоящей службы. Служба бдения, называемая «Паннухис», для ночной молитвы в праздники и дни Поста; и служба, заменяющая III и VI Час, а также Литургию, во время Поста, дополняли чин, предусмотренный древним Евхологием.
Если мы разделим день на периоды по четыре часа, мы заметим, что каждая из шести служб соответствует приблизительно одному из этих отрезков дня. К двум молитвам «законным» начала дня и ночи, унаследованным от иудейского (и иудейско-христианского) предания, три Часа (III, VI и IX) присоединяли тему молитвы Апостолов в те же моменты дня: во время схождения Святого Духа на учеников, собравшихся в 3-ий час, молитву Петра на террасе в Иоппе в 6-ой час и молитву Петра и Иоанна в Храме в 9-ый час. Служба Полунощная оправдывалась Пс. 118,62, тогда как мы ожидали бы указания на молитву Павла и Силы в тюрьме (Деян. 16,25).
Троичную систему Дан. 6,6 и Пс. 54,18, а также Дидахи (гл. 8) (и которая является системой, примененной Синагогой после разрушения Храма) заменяет более полная система шести служб, о которой свидетельствует уже «подвижническое Слово»
⁴³. Число «Семь» (вызываемое в памяти Пс. 118,164), которое этот самый памятник желал бы утвердить, удваивая молитву VI ч., будет достигнуто при помощи I Часа в нашем Евхологии. Другие предания найдут иные решения, превышая даже символическое число семи служб.
Если нужно было бы прибавить оценку этой системы Евхология, исчезнувшей в настоящее время, можно было бы сказать, что это было богослужение большого практического и пастырского значения по своей сжатости и богословской ценности, равно как и по своей красоте; оно представляло еще хороший пример равновесия и соблюдения чувства меры между антифонным псалмопением, близким для всех, пресвитерской молитвой ясной и глубокой, и народной молитвой Господи, помилуй, окруженной сдержанными возглашениям и диакона.
Замечательно и реалистично также распределение в течение всего дня кратких служб, соответствующих часу дня, таким образом, что богослужение часов стало не тяжелой аскетической обязанностью, а разумным осуществлением того идеала христианской жизни, которым является постоянная молитва.