Пандемический вариант
Десять шагов к литургическому возрождению
 
Исторически все богослужебные уставы возникали не в результате какой-то келейной, теоретической работы, утвержденной потом особо уполномоченным органом в качестве нормы богослужения. Они вырабатывались самой жизнью церковной общины. Уставы отражали обычай, то есть реально сложившуюся практику, а письменная их фиксация помогала потом обучать этой практике последующие поколения. Порядок и нормы богослужебной жизни постепенно, органическим образом менялись вместе с общими изменениями обстоятельств жизни Церкви.
Патриарх Кирилл, (доклад на епархиальном собрании г. Москвы 22 декабря 2016 г.)
Обращение инициативной группы
Господь наш Иисус Христос открыл в Самом Себе полноту общения с Богом «в Духе и Истине» (Ин 4:23). Это общение как путь спасения стало доступно всем, но вместе с тем его необходимо непрестанно вновь и вновь обретать как каждому христианину, так и всей Церкви, «доколе все придём в единство веры и познания Сына Божия» (Еф 4:13). Господь никогда не нарушает свободу человека, а потому исторические перипетии церковной жизни «в мире сем» нередко приводили не только к ценным духовным приобретениям, но и к возникновению обычаев, умаляющих как дух, так и смысл богослужения и церковной молитвы (так, например, возникла практика читать молитвы "скороговоркой", причащаться только несколько раз в год, служить вечерню утром, а утреню - вечером и т.п.).
10 шагов

1
Внимание к богослужению
Внимание всего церковного Собрания должно быть собрано вокруг молитвы и богослужения: важно не пренебрегать главным. Целование икон, постановка свеч, проведение исповеди, лишние разговоры и т.п. не должны происходить во время богослужения. Для этого есть время до и после него. Кроме того, к возгласам богослужения и к их смыслу нужно относиться ответственно: ничто не должно произноситься "всуе" или только лишь "символично", "условно", "по традиции", но всё, вплоть до последнего слова, должно быть так или иначе понято, воспринято и осмыслено. Так, например, возглас "главы наши пред Господом преклоним" означает призыв преклонить главы всем в собрании, а аналогичный возглас, адресованный "оглашаемым" - только тем, кто проходит оглашение, в то время как следующий за ним возглас "оглашаемые, изыдите" - повеление выйти из храма тем, кто только что преклонял головы, и т.д.

2
Восстановление центральной роли Св. Писания и проповеди после него
Необходимо вернуть Св. Писанию центральное место в нашем богослужении. Это значит, что возвещение и уяснение Слова Божьего через чтение Писания и проповедь должно стать доминантой богослужения, осознаваемой в качестве таковой всеми. Это справедливо в отношении большинства богослужений и прежде всего для Литургии, где такое приобщение к Слову Божьему необходимо для подготовки к видимому соединению с Ним в причащении Тела и Крови. Такое приобщение к Слову возможно только тогда, когда оно понимается и актуализируется в конкретном Собрании. Поэтому важно читать Писание на понятном для всех языке, лицом к народу, с последующей проповедью-разъяснением. При этом проповедь призвана быть не просто мыслями проповедника и не повторением толкований, но выявлением того, что Господь здесь и сейчас хочет сказать конкретному церковному Собранию. Без такой проповеди оно как целое не назидается, и Слово Божье может оказаться невоспринятым. При возможности проповедь может произносить не только священник или дьякон, но и любой благословленный на то член Собрания (согласно решению Поместного Собора 1917-1918 гг.).

3
Внятное и чёткое чтение и пение
Необходимо соблюдать не только букву, но прежде всего дух богослужебного устава - выделять в нём важное и второстепенное, выбирать приоритет не количества, но качества полноценного, ясного и чёткого прочтения и восприятия (псалмов, песнопений, молитв). «Вычитывание» - это признак магического отношения к молитве, спешка – мирской суеты, а чрезмерное внимание к красоте внешней формы в ущерб восприятию смысла – нецерковного «эстетизма».

4
Возрождение чтения «тайных» молитв вслух
Большинство богослужебных молитв, в том числе так называемые "тайные" и принадлежащие евхаристическому канону, чину утрени и вечерни и т.п., должны возноситься священником не только «от лица» Собрания, но и при его полном молитвенном соучастии, когда умы и сердца всех объединяются словами общей молитвы, велегласно возглашаемых священником или чтецом. Тексты молитв составлены от лица народа, поэтому они должны быть ему слышны, и только так будет возможна подлинная молитва «едиными устами и единым сердцем». В обратном случае члены церковного Собрания оказываются отчуждены от полноты благодатного единства во Христе, не имея возможности воспринимать главные молитвословия богослужения. Кроме этого, желательно, чтобы чтение молитв не происходило одновременно с пением хора, так как в таком случае может происходить умаление восприятия как самих молитв, так и песнопений.

5
Возрождение общего пения и литургических «ответов» народа (особенно «Аминь»)
В богослужении призван полноценно участвовать не только предстоятель, но и сослужащий ему церковный народ. Однако исторически сложилось, что профессиональный хор перенял на себя все возможности участия Собрания, которое оказалось в разряде "зрителей", почти как в театре. Между тем «лик» в богослужебных книгах – это славянское обозначение греческого «χορός», что означает не только «хор» как собрание поющих (это значение ближе к античному театру), но и «собрание, сонм» вообще, а также «хоровод», что подразумевает согласованное общее взывание перед Богом. Поэтому деятельное участие всего церковного народа «едиными устами и единым сердцем» в богослужении необходимо: пением и особенно общими возгласами («Аминь», «Господи, помилуй», «Достойно это и праведно…» и другие).

6
Введение национальных языков, прежде всего русского языка (особенно при чтении Св. писания и евхаристического канона)
Язык не должен препятствовать уразумению богослужебных текстов и подлинной молитве "едиными устами и единым сердцем": архаические языки могут адекватно восприниматься только немногими, но не всем церковным Собранием. Использование же родного, общепринятого языка в молитве и богослужении является изначальной традицией Церкви, для которой доступность смысла всегда была важнейшим ориентиром (см. Кор 14:19: "в церкви хочу лучше пять слов сказать умом моим, чтобы и других наставить, нежели тьму слов на незнакомом языке"). Так, и текст Нового завета, и литургические тексты, и молитвы и песнопения изначально составлялись на том греческом языке, который во время их создания был наиболее широко распространен среди их авторов.

7
Возрождение общего и частого Причащения
Причащение не есть только акт индивидуального благочестия и освящения. Прежде всего причащение есть приобщение к Церкви как соборному единству во Христе, Телу Христову, новому Народу Божьему и жизни Самого Христа в нём (Ин 15:4). Еженедельное совместное участие в Евхаристии, т.е. Благодарении, должно стать нормой жизни общины. Общение Святого Духа в Причастии призвано быть духовным общением не только с Богом, но и с Церковью как общиной, и такое общение должно быть естественной потребностью верного христианина. Искусственные и формальные преграды к этому могут быть при возможности упразднены: такие как, например, обязательная личная исповедь для всех перед каждым причащением, чрезмерные требования к «вычитываю» канонов, соблюдению особого поста и т.п. (что является обычаем исключительно Русской церкви последних столетий).

8
Совершение богослужений суточного круга в соответствующее им время
Большинство церковных богослужений, помимо таинств, вписаны в "суточный круг" и потому имеют своё определенное время для совершения, выявляющее их смысл: так, утреня должна служиться утром, а вечерня – вечером (литургия преждеосвященных даров также является вечерней, соединяемой с Причащением). Об этом говорит содержание молитв этих служб, призванных освящать определённые промежутки времени, связывая молитву с жизнью человека и природными ритмами. «Всенощное бдение» должно быть не условным, а реальным, то есть совершаться в течение всей ночи. Если же такой возможности нет, то и «изображать» его нет необходимости. Для приходского праздничного богослужения возможно, например, соединять великую вечерню с повечерием и чтением канона.

9
Возрождение открытости алтарного пространства
Для единства в молитве и священнодействиях клира и народа (в их предстоянии вокруг престола, Трапезы Господней, и перед Богом в их совместном духовном усилии) необходимо их видимое единство в пространстве: для этого важно не закрывать царские врата на протяжении всей службы и минимально использовать завесу, несмотря на поздние обычаи и предписания. При возможности и строительстве новых храмов важно вводить «открытые» иконостасы или алтарные преграды. Благоговение перед святыней не может быть обусловлено её закрытостью и видимостью недоступности, ибо это противоречит смыслу Нового Завета. При Распятии Христовом завеса в Храме разодралась надвое, открыв всем верующим полный доступ к Святилищу, к Небу, во Святое Святых, поэтому восстановление её есть возврат к Ветхому завету. Евхаристия изначально, как и Тайная Вечеря, есть трапеза за общим столом, где были невозможны никакие закрытые перегородки и разделения. Потому и православный храм освящается полностью, ибо он есть единое освященное пространство для собрания Церкви, поэтому и «царские врата» изначально обозначали входные двери в храм, а не в алтарь.

10
Возрождение целования (приветствия) мира среди всего церковного народа
Для принесения бескровной жертвы хвалы и любви важно засвидетельствовать единство церковного Собрания, мир и взаимную любовь всех ко всем в нём, ибо любовь к Богу неотделима от любви к ближнему. Поэтому возглас «Возлюбим друг друга» есть призыв к действию: это одно из священнодействий литургии, которое могут лично и активно, при этом чинно и благоговейно, совершать все верующие (христосование, или, например, рукопожатие, со словами «Христос посреди нас» и ответом «И есть и будет»; или «Христос воскрес» - «Воистину воскрес»). Такое сакраментальное выражение любви обязывает христиан к жизни, в основе которой лежит реализация этого образа как главного её принципа - жизни по любви, какую Христос явил, омыв ноги своим ученикам. Молитвы «перед целованием мира», раскрывающие его та́инственный смысл, имелись почти во всех известных чинопоследованиях литургии.
Приведённый список «10 шагов» - не исчерпывающий и может быть продолжен. Тем не менее, сегодня он мог бы послужить подспорьем для процесса литургического, церковного и духовного возрождения в Русской православной церкви и других православных церквах: как в целом, так и в каждом отдельном приходе, общине и в опыте каждого верного христианина.
Обратная связь
Нажимая на кнопку, вы даете согласие на обработку персональных данных и соглашаетесь c политикой конфиденциальности