Стандартный вариант
Десять шагов к литургическому возрождению
Пандемический вариант
Исторически все богослужебные уставы возникали не в результате какой-то келейной, теоретической работы, утвержденной потом особо уполномоченным органом в качестве нормы богослужения. Они вырабатывались самой жизнью церковной общины. Уставы отражали обычай, то есть реально сложившуюся практику, а письменная их фиксация помогала потом обучать этой практике последующие поколения. Порядок и нормы богослужебной жизни постепенно, органическим образом менялись вместе с общими изменениями обстоятельств жизни Церкви.
Патриарх Кирилл, (доклад не епархиальном собрании г. Москвы 22 декабря 2016 г.)
Обращение инициативной группы
Ситуация распространения опасного вируса вносит свои поправки в церковную жизнь, вызывая острую необходимость временных изменений внешних форм ее жизни без умаления ее сути. Для Русской церкви, совсем недавно прошедшей через не менее экстраординарные испытания беспрецедентными гонениями, преодолению сложившихся трудностей и проблем может способствовать имеющийся опыт духовной свободы и ответственности новомучеников и исповедников. Невозможность полноценно собраться вместе, т.е. совершить первичный акт Церкви, выводит на первый план как внебогослужебные формы общения и взаимодействия верующих, так и совершение богослужения в домашних условиях, личную молитву, а также, благодаря современным средствам связи, участие в церковной молитве дистанционно. Богослужебный и молитвенный опыт, приобретенный в период пандемии, не теряет своей актуальности и после ее завершения.
10 шагов

1
Внимание к богослужению
Личная молитва не должна сводиться к "вычитыванию" определенного правила, но к каждому слову нужно относится с большим вниманием, непременно выявляя смысл прочитанного. Молитва дома должна быть окружена тем же благоговением и сопровождаться, по возможности, теми же действиями, что и молитва в храме.

2
Восстановление центральной роли Св. Писания и проповеди после него
К сожалению, в распространенных в нашей церкви "утренних" и "вечерних" правилах совсем не уделено место чтению Св. писания, хотя именно оно должно быть в центре личной молитвы, как и церковной. Важно не только прочтение Св. писания, но и молитвенное размышление о нем, которое может совершаться в том числе в виде обсуждения с братьями и сестрами, лично или дистанционно. В условиях организации трансляций богослужений на первый план также должно выходить именно Св. писание и проповедь, которые, помимо прочего, дистанционно воспринимать легче, чем иные привычные формы богослужения.

3
Внятное и чёткое чтение и пение
Трансляция церковных богослужений, в известной мере умоляя телесно-душевную составляющую церковной молитвы, выдвигает на первый план возможность участия в ней на духовном и смысловом уровне. Поэтому становиться особенно важным, чтобы чтение и пение были внятными и четкими: этому может способствовать как грамотное использование звукоусилительной и записывающей аппаратуры, так и возможность чтения богослужебного текста в том или ином количестве "с экрана".

4
Возрождение чтения «тайных» молитв вслух
В условиях трансляции богослужений избыток постоянно повторяющихся ектений, отдельных возгласов и протяжного пения особенно бросается в глаза. Имеющиеся в церковном чине молитвы по своему содержанию обладают особой глубиной и разнообразием, поэтому их отчетливое чтение в полагающихся для них местах может только всесторонне обогатить богослужение и повысить качество участия в нем людей. Обращение же к таким молитвам в домашнем богослужении также способно углубить молитвенный опыт верующих.

5
Возрождение общего пения и литургических «ответов» народа (особенно «Аминь»)
Составление единого голоса в "нормальных условиях" призвано внешне выявлять церковное единство. В условиях пандемии такое внешние выражение затруднено, однако оно может выявляться в других формах: например, через организацию особых богослужений с помощью видеоконференций, где сказать или спеть "Аминь", "Господи, помилуй" и т.п., или прочитать молитву, может каждый по договоренности и/или благословению старшего.

6
Введение национальных языков, прежде всего русского языка (особенно при чтении Св. писания и евхаристического канона)
Использование русского языка в богослужении и молитве становится особенно актуальным и плодотворным вне привычного контекста участия в храмовом богослужении. Телесно-душевная составляющая молитвы умаляется, из-за чего на первый план выходит потребность в ее духовной осмысленности и "умной" наполненности, нежели в привычной форме. В домашней молитве и в трансляции богослужений русский язык существенно облегчает восприятие самого главного и существенного, помогая не рассеиваться и сосредотачиваться.

7
Возрождение общего и частого Причащения
Регулярное Причащение Телу и Крови Христовой в условиях пандемии не умаляется, но может только углубиться в своем духовном значении. Стала снова актуальной древняя церковная традиция домашнего самопричащения, что помогает существенно взращивать и укреплять как церковную, духовную ответственность верующих, так и их живую связь с общиной, с приходом и со священниками. Помимо этого, в случае Причащения в храме актуально возрождение и иной древней церковной практики: передачи св. Даров непосредственно в руки причастников (как это упоминается, например, в постановлениях VI Вселенского Собора). Для этого подготовка св. Даров может проходить по образцу Литургии преждеосвященных даров (но без опускания св. Даров в чашу с вином).

8
Совершение богослужений суточного круга в соответствующее им время
Богослужения суточного круга (вечерня, полунощница, повечерие, утреня, часы) в период пандемии особенно важны, ибо именно эти древние церковные уставные чины могут полноценно и регулярно употреблять все верующие как в личной, так и в совместной молитве. Это может помочь каждому существенно углубить свой молитвенный опыт, войти в церковную богослужебную традицию, а также освоить богослужения суточного круга как возможность "освящать время", т.е. наполнять жизнь в разное время каждого дня памятью и связью с Богом и со Христом.

9
Возрождение открытости алтарного пространства
Трансляции богослужений уже давно сделали открытым и доступным алтарное пространство: так, что присутствующие в храме и раньше видели и слышали меньше, чем просматривающие трансляцию. Теперь же стало особенно очевидным, что возможность полноценно видеть, что происходит в алтаре, т.е. как бы находиться в самом важном месте во время богослужения, существенно углубляет и облегчает участие в нем с помощью средств связи. Поэтому, например, важно при организации видеотрансляций помещать камеру внутри алтаря, если он отделен от храма иконостасом.

10
Возрождение целования (приветствия) мира среди всего церковного народа
Совершать "целование мира" в его конкретной обрядовой форме в условиях пандемии стало особенно опасно, а потому невозможно. Внешне его может заменить только остающееся "приветствие мира": обращение "Христос посреди нас" (со стороны предстоящего священника/епископа к народу и/или между верующими в храме) и ответ "и есть, и будет". Кроме этого, стал особенно актуален сущностный смысл "целования мира" как символа любви между христианами. Поэтому особенно важно обретать и углублять личное общение между верующими, совершать дела милосердия и любви, помощи и поддержки, особенно в пределах своего прихода и общины.
Приведённый список «10 шагов» - не исчерпывающий и может быть продолжен. Тем не менее, сегодня он мог бы послужить подспорьем для процесса литургического, церковного и духовного возрождения в Русской православной церкви и других православных церквах: как в целом, так и в каждом отдельном приходе, общине и в опыте каждого верного христианина.
Обратная связь
Нажимая на кнопку, вы даете согласие на обработку персональных данных и соглашаетесь c политикой конфиденциальности