Итак, мысль моя о коренной реформе церковной организации сводится прежде всего к решительному разграничению жизни церкви и государства. Церковь Христова должна быть в мире царством "не от мира сего", она должна воплощать в своей жизни те начала свободы и братской любви, которые остаются чужими для современного христианского государства почти в такой же мере, как и для языческого времени первохристианства. Это требование полного разграничения сферы церковной и государственной жизни я конкретизирую в виде системы отделения церкви от государства. Хорошо сознаю, что в данном случае мне приходится стоять не на той позиции, на какой у нас теперь стоит, по видимому, большинство церковных людей. Обыкновенно настойчиво и уверенно защищается автономия церкви, совершенная независимость церковной жизни от вмешательства в неё государственной власти, но дальше идёт речь о гибельности разрыва союза между церковью и государством для обеих сторон. Я этoй гибельности не признаю, напротив, считаю такое разъединение и для церкви благом, и для государства не убытком. Ведь сущность подлинно благотворного влияния церкви на жизнь государства состоит в том, что церковь есть первая воспитательница народа, культурно-христианская сила. Но такое значение церкви лишь возрастёт с её отделением от государства и, в частности, могут создаться настоящие церковные школы. А речи об автономии церкви при материальной зависимости её от государства, мне кажется, всегда останутся лишь словами, т.е. в жизни тот, кто платит деньги, тот платит их за что-нибудь и что-нибудь на них покупает. Утрата же представителями духовенства своего государственно-чиновничьего значения должна быть признана если и жертвой со стороны духовенства, то совершенно необходимой для блага церкви, как условие возрождения в ней института пастырства. И хочется верить, что это самоотречение не будет до конца тяжким, потому что у народа должны открыться глаза, чтобы видеть, и сердце, чтобы чувствовать горе свои пастырей.
Если, таким образом, отделение церкви от государства обещает свободу внутрицерковной жизни и даёт надежду на созидание через церковь царства Божьего в мире более интенсивным путём, то в деле реформы нашего внутреннего церковного быта наше внимание должно быть обращено на устранение из этого быта клерикальных тенденций, как стоящих на пути к осуществлению в церкви начала братства и на пути, главное, к непосредственному общению верующих со Христом. Обыкновенно у нас говорят, что нашей церкви с её недавним цезарепaпистическим укладом жизни вовсе не свойственна клерикальная тенденция. Но это не совсем так. Вместе с величайшей приниженностью нашей иерархии перед государственной властью, епископат наш томился тем большей жаждой власти над Божьим наследием — рядовым духовенством и народом. Угнетая приходское духовенство так, как только может угнетать одна человеческая группа другую, наше архипастырство вовсе утратило самую идею церковного пастырства. Епископы не могли не только руководить миллионами народа, составляющего православное население епархии, но и даже знать своё рядовое духовенство. Духовной отдалённости епископа от епархии отвечала и внешняя отчуждённость, отстранение от жизни клира и мирян, противохристианская роскошь внешнего быта и удручающее душевное одиночество. Опыт архиерейства у нас был в громадном большинстве опытом угасания духа живого и претворения людей в расчётливых карьеристов, властных чиновников, вовсе не авторитетных официальных проповедников, а по существу совершенно безразличных для епархии людей. Только поминание в церкви нового имени возвещало о том, что прежний владыка или скончался или переведен на другую кафедру. Духовенство волновалось одною мыслью — насколько хорош характер у нового владыки, а миряне ровно ничем не интересовались за редкими исключениями. Ещё меньше своими пасомыми интересовался владыка и ненужными являлись все эти слова о скорби при разлуке с паствой, потому что даже физической возможности не было узнать, а заочно любить, конечно, можно одинаково всех православных.
Итак, к народу лицом стояло лишь приходское духовенство. Те самые князья церкви, которые сделали всё для унижения и угнетения рядовых пастырей, они же старались и всё сделать для отдаления священника от народа. В истории, как мы видели, эта клерикальная тенденция проникла во все стороны нашего храмового богослужения. В пастырской деятельности стремились поддержать престиж священника отстранением народа от церковной жизни. Священник, обезличенный, обиженный, бесправный, почти нищий порою объявлялся сверху главой прихода и всей церковно-приходской жизни. И этот же глава должен был века ходить с протянутой рукой по приходу. Мне кажется, что большей классовой трагедии религиозного чувства, чем та, какую переживало и ещё переживает наше духовенство, трудно себе и представить. Выделенность из среды церкви вела прежде всего и больше всего к отчуждённости между пастырем и приходом, и наставление о высоте и достоинстве священного сана и его носителя могли только терзать сердце последнего невыносимым разладом сознания. Если и прежде и теперь ещё порой выражается удивление по поводу недостаточности влияния духовенства на приход, то эти речи или наивны, или бесстыдны. Надо понять, что если несмотря на всё, что делалось для разъединения духовенства с народом, всё-таки последний не до конца отошёл от своих пастырей, то прежде всего потому, что сами пастыри у нас были или из народной среды, или же вырастали в условиях почти народного быта. Но нельзя не признать, что было сделано всё для подтачивания собственно пастырского авторитета священника, отчасти за счёт его иерархического достоинства, как совершителя богослужения. Но и последнее не оставалось в стороне, вследствие системы сдельной платы за требоисправление. В России нет человека, который бы не знал этого горя нашей церковной жизни, которое морем разлилось по нашей земле. Главную моральную тяжесть гнёта поборов за требы несло, конечно, духовенство. Но тяжко оно отражалось и на религиозной психологии народа. Тяжко больше всего потому, что волей-неволей вводило деление в церкви пасомых на богатых и бедных, хотя бы такое деление было и условно. Не только в церкви продавалось и покупалось то, что не могло продаваться и покупаться, не только несчастный пастырь являлся с протянутой рукой в дома прихожан в такие мгновения, когда это было особенно тяжело и неуместно, но и само тело церкви раздиралось великим соблазном неравенства в церкви детей Божьих. Соблазн такой обиды современен началу церкви, достаточно для этого прочитать соборное послание ап. Иакова. И у нас это явилось тяжкой общецерковной болезнью. Чем настойчивей внушалась народному сознанию мысль, что спасение во Христе неотделимо от внешнего культа, тем страшнее была религиозная обида бедняков. Все знают, что поборы в нашей церкви были самым могущественным фактором при образовании сект и развитии сектантства. А до какой бесцеремонности доходило дело, показывает опыт некоторых наших обителей, где были отпечатаны таблицы — таксы разного рода "вечных поминовений". Если богословие наше учило, что "долг христианина хранить и умножать имущество"
³, то современная церковная практика учила, что это имущество — один из путей в Царство небесное. Последнее усердно предлагалось купить и всегда находились покупатели не только среди людей религиозно-суеверных, но и все мы делали и будем делать это по традиции, по привычке.
Итак, во внутреннем быту церкви стоят преградами на пути к братскому общению в ней членов и препятствуют пастырскому деланию, во-первых, клерикальная отчуждённость иерархии от народа и, во-вторых, ненормальные условия обеспечения клира. Против первого церковного горя прямым врачевством является последовательное проведение начала соборности в жизнь церкви, а против второго — централизация средств содержания духовенства или же, параллельно с этим, "общественное священство".
Начало соборности в церкви по существу есть отличительная черта истинного православия oт инославия. Религиозной основой соборности в церкви является вера в религиозность верующих душ в глазах Божьих, как искупленных равно кровью Христа и призываемых к спасению через церковь — союз верующих в мире. А.С. Хомякову принадлежит бессмертная заслуга среди наших богословов точно формулировать и выдвинуть для сознания современников великое начало соборности, как подлинно православное начало церковного устроения. Если в своё время князья нашей церкви не допускали православнейших сочинений Хомякова в среду русского общества и эти сочинения издавались заграницей, то и теперь пророки византийско-русского клерикализма всё делают и готовы сделать для дискредитирования этой идеи соборности, не жалея упрёков и обвинений в протестантском уклоне мысли и недостатке уважения к иерархическому священству. Не считаю своей задачей всесторонне освещать вопрос о православности начала соборности с исторической точки зрения. Это сделано и продолжает делаться многими представителями нашей научной мысли. С точки зрения указанного в начале критерия ценности начал церковного быта не может подлежать ни малейшему сомнению, что начало соборности, которому противополагается иерархический абсолютизм в церкви, есть подлинно христианское начало, основывающееся на сыновней близости всех к Богу Отцу и Спасителю мира. И можно отметить, что русское церковное сознание сумело из горестного прошлого сделать вывод о преимуществах соборного устроения церковной жизни. Ещё до собора вводится выборное начало в приходской жизни, избираются епархиальные преосвященные, епархиальные съезды и сам собор составляется не из одних епископов, но также из клириков и мирян. Но однако, было бы очень ошибочно рассматривать эту победу как действительное торжество соборного начала в церкви. Церковные силы так распылены, настолько не организованы и в массе так индифферентны вследствие веково пассивности, что надеяться на планомерное и воодушевлённое участие всех в церковной жизни едва ли возможно. При этом отсутствие опыта церковной жизни не может не отразиться на первых шагах широкого участия всей церкви в деле церковного устроения. Здесь вполне возможны очень ошибочные шаги, здесь полная неосведомлённость, которой легко воспользоваться с своекорыстными целями, общая неподготовленность нашего народа к общественной работе и т. д. Было бы желательно в этом случае любящее руководство самого клира и самой иерархии. Но надежда на это очень сомнительна. Теперь у нас период классовой борьбы, и уже очень много данных имеется для того, чтобы уверенно утверждать глубоко недоброжелательное отношение нашего епископата к церковно обновленческому движению. В лучших случаях епископы держатся нейтрально, в редчайших - дружелюбно, в большинстве — враждебно. Печальная история наивного глумления Киевского нашего владыки над новыми церковными организациями едва ли является единственным примером того, как люди способны забыть всё, кроме интересов своей личной власти и почёта. И нет никакого сомнения, что на соборе будет момент решительной борьбы между клерикальной и соборной тенденцией. Момент этот несомненно будет связан с вопросом о восстановлении патриаршества в России. Последнее является наиболее ярким конкретным выражением Византийско-церковной идеологии. В Византии возникновение патриаршества было символом теснейшего союза церкви с государством на основах бюрократической централизации управления. Постепенно не оставалось ничего общего между пышностью и раболепством патриаршеrо двора в Византии и простотою и свободой Евангелия Христова. Даже Рим испугался кощунственного величания себя восточными патриархами (отец отцов, владыка владык, судья вселенной и пр.) В истории церкви не было ничего более бесславного, чем история Константинопольской, да и других патриархий. Полное раболепство и приниженность перед престолами императора делали патриарха в равной мере бессильным и в гражданской сфере. Не много светлого дала история патриаршества и у нас в России. И вот теперь, когда началось в великих болезнях рождение свободной России, наша русская клерикальная группа выдвигает идею восстановления патриаршества. Всё лучшее в церкви истомилось исканием правды Христовой в мире, исстрадалась от сознания забытости Христа и Его заветов, задыхается в атмосфере внешней церковности и лицемерного благочестия, а в это время жаждущему и измученному народному сердцу, вместо воды живой, желают преподнести отталкивающую фигуру „владыки владык" Византии, царского соперника на ниве совершенного угнетения свободно-творческой религиозной жизни. Трудно сказать уверенно, чего больше в этом проекте восстановления патриаршества - наивности или сознательной злобности. Думаю, что последней больше. Но во всяком случае во внешней организации церковного быта не может быть ничего более противного идее Христовой церкви, как именно идея земного владыки церкви нашей. Конечно это не значит, что восстановление патриаршества будет показателем совершенного упадка нашего церковного сознания. Просто ещё далеко не совершенно выяснилось направление, по какому должно совершаться у нас обновление церковной жизни. Но во всяком случае такая реформа, как восстановление патриаршества, надолго задержит постепенное и планомерное преобразование жизни нашей церкви по духу заветов Христовых, если ещё не вызовет открытого раскола. Потому что велико горе человека алчущего и жаждущего, если ему ничего не дадут те, на кого возлагается надежда; но уже вовсе безмерна обида и горе их, если вместо хлеба и воды жизни подадут им камень или змею.
Если стоять на той принципиальной основе церковной реформы, которая мною была обрисована, то ясно, что не о возвеличении епископской власти и великолепия быта должна идти речь, но о приближении епископов к народу в церкви, к живому общению их с паствой и к созданию авторитета епископской власти, не на богатстве их, не на поездках в каретах (история еп. Амвросия Гудко), не на блеске мишурного золота облачения и не на страхе перед административной властью, но на свободном преклонении перед подвигами веры и любви епископа в церкви. Первым условием обновления церковной нашей жизни в этом случае должно быть значительное число новых епископий. Нельзя серьёзно и искренно говорить о духовном общении епископа с паствой в наших миллионных по числу населения епархиях. Необходимо и желательно увеличение епископий по меньшей мере в десять раз, хотя и такое число ещё явится далеко не отвечающим интересам пастырского служения архиереев. Увеличение епископий не только будет отвечать практике древней церкви, но и явится путём к упрощению всего уклада архиерейской жизни и в том числе церковно-храмового богослужения. Рано или поздно народу станет ясным, что чин архиерейской литургии не имеет в себе ничего нового церковно-мистического, сравнительно с чином обычной литургии, а все особенности архиерейской литургии отражают в себе обычаи этикета посещения литургии Византийским императором и его семьею. Ясно, что святости и христианского смысла во всех этих обрядах очень немного. Говорю это не для того, чтобы настаивать на совершенном уничтожении чина архиерейской литургии. Это дело второстепенное и неспешное. Но когда в церковных органах по поводу желания удесятерить число епископий ссылаются на то, что не хватит средств поддержать известную роскошь архиерейского быта и видимую торжественность архиерейской литургии, то совершенно уверенно и спокойно можно сказать — не нужно этой роскоши и этой торжественности. Дальше от Византии это верно (да и то от Константинопольской кафедры), но наверное ближе к примеру Христовых апостолов.
В числе возражений против увеличения епископий ссылаются ещё на недостаток монашествующих кандидатов. Здесь также уверенно можно сказать, что и не надо вовсе монашеского архиерейства. Не потому лишь, что правило Константинопольского собора запрещает монаху быть епископом. Я считаю, что каноны для церкви, а не церковь для канонов. Но потому, что это соборное правило иметь великий смысл. Монах отрекаются от мира и его соблазнов для совершения дела своего спасения в обособлении в монастырь. Епископ бросается в волны житейского моря для поддержания жизни церкви в мире, для руководства этой жизнью, спасения погибающих, врачевания недужных. Епископ отдает всю любовь и тепло своей богатой души духовным детям. Это два пути церковного служения и личного спасения, пути оба достославные и законные, но и во многом различные. Впрочем, я не столько настаиваю на принципиальном различии этих путей и вытекающей отсюда их несоединимости, сколько на неестественности ограничения епископского достоинства принятием монашеского сана. Было бы излишне говорить подробно о той лжи и фальши, какие опутали во все у нас монашество епископов. В архиереи шли у нас или вдовцы священники, обездоленные в своей личной жизни люди, или так называемые монахи-карьеристы, принимавшие монашеский подвиг ради духовой карьеры. В том и другом случае монашество является средством для вовсе чуждых ему целей, в том и в другом случае епископы были монахами только по имени, не имея возможности исполнить монашеские уставы жизни. И если в первом случае еще очень нередко епископы являлись просто хорошими и добрыми людьми, хотя и плохими монахами, то во втором — типичными карьеристами с очень своеобразной психикой и нередко, искалеченной душою. В нашей церкви были единичные случаи рукоположения в епископы без монашеского пострига, но несомненно, что необходимо раз и навсегда разбить этот гибельный предрассудок, вернее своеобразный прием подбора архипастырей, не вдаваясь во внешние крайности, т. е. допуская к избранию в епископы и лиц, носящих монашеские клобуки, ибо, в сущности, к этому и сводится все монашество наших "ученых" иноков.
Mне случайно пришлось употребить слово избрание, но ясно из всего, что это краеугольный камень оцерковления иерархии. Она не будет никогда церковной и народной, если продолжится порядок назначенія лиц на священнослужительские места по дипломам или усмотрению. Не столько потому, что выбор будет в большинстве не удачен, сколько в силу отсутствия живых, естественных связей между паствой и пастырем до его рукоположения. Христианская любовь разделяет свойство всякой любви: надо знать, чтобы полюбить и делом доказать любовь, чтобы ей поверили и ей доверились. Избрание было практикой древней церкви, отчетливое эхо этой практики очень ясно слышно в чине и нашего рукоположения в его начале и конце, и эта практика уже воскресла в нашем быту с начала революционного движения. Нельзя этого не приветствовать, но и наивно было бы думать, что новый порядок церковной жизни легко может осуществиться у нас. Свобода - великое благо, но путь к ней всегда очень тяжел и в личной, и в общественной жизни. Так тяжел, что всегда много соблазнов отказаться от самой свободы во имя покоя и удобства жизни. То же и в жизни церковной. Мы отвыкли от участия в церковном строительстве, мы охотно допускали века, что класс священников постепенно снял с нас целый ряд церковных прав, обязанностей и забот и теперь, когда мы оглянулись и увидели, что не мы собственно обездолены, но церковь Христова едва ли не в параличе, мы скоро увидели грехи иерархии, но еще недостаточно сознали глубину церковной болезни. Естественно, что класс людей не в силах был понести в мире того бремени Христова, которое дано всему множеству верующих. Последние отошли от работы или были частью отогнаны от нее, а бессильное духовенство больше говорило о задачах церкви и великой миссии ее в мире, чем в силах было им служить осуществлению этих задач. На первый план выступили классовые, кастовые интересы, угнетение церковной жизни явилось путем к удержанию личной привилегированности в ней, и место живого пастырства заняло классовое служение, место христианского свободного строительства — бюрократическое устроение церковного быта. У иерархии гипертрофировалось чувство власти и авторитета; у паствы — атрофировалось чувство своего духовно-священнического достоинства и ответственности перед совестью за работу Господню в мире. Теперь требуется двойное самоотречение во имя любви ко Христу. Иерархия должна сознать свою слабость в церковном строительстве вне живого братского общения со всею церковью, сознать и покаяться больше за грехи отцов, чем за свои собственные. Народ церковный должен вспомнить о безмерности греха духовной лености и, видя церковь Христову глубоко униженной въ мире, сознать, что это наш общий и тяжкий грех перед Господом, сознать и покаяться также и за грех отцов и за свой собственный, за свою личную измену Христу ради дел этoгө мира. Избрание пастырей в церкви — это лишь частное явление в области общего церковного строительства. И это частное служение тогда только будет успешным и плодотворным, когда все сердце членов церкви будетъ отдано ей, ее строительству. Избрание членов клира есть то же служение церкви, не столько право верующих, сколько их долг, священная обязанность, налагающая нелегкие нравственные обязательства на избирателей: недостаточно выбрать лучшего, но надо его сделать сильным, надо на своих плечах нести общецерковные тяготы, окружить самой теплой любовью избранника и вместе с ним делить труд и ответственность за успех церковного делания. Конечно, ничто сразу не приходит. Нужен опыт церковной жизни для того, чтобы разумно и плодотворно в ней работать. И слава Богу, что опыт этот уже начался, нужно лишь помнить, что ничто великое не приходит сразу, и успешной деятельности в любой области жизни предшествует долгое и настойчивое ученичество.
Мне хочется еще коснуться одного частного и, казалось бы, совсем второстепенного в церковном деле вопроса о материальном обеспечении духовенства. Вопрос это стоит теперь очень остро, м. б. приближается его невольный кризис, если будет прекращена выдача государственных средств на содержание духовенства и церковных учреждений, если пробудившаяся со стихийной силой у народа жажда брать, но не давать, поведет к отобранию церковно-приходской земли и т.д. Но и помимо этой внешней стихийности уже более чем ясно стало каждому в церкви, что существующий способ обеспечения духовенства в равной мере и недостаточен и унизителен. А если вспомнить то, что было сказано о долге беспощадно бороться с торговлей в нашей церкви как с величайшей язвой нашего быта, то будет достаточно понятно, почему материальный вопрос я ставлю рядом с чисто церковными и даже богослужебным каноном. Для меня решение вопроса о содержании в церкви духовенства и церковных учреждений очень затрудняется признанием начала отделения церкви от государства желательным для интересов церковной жизни. Если так, то ясно, что о государственном жалованьи речи быть почти наверное не может. Единственным выходом является при существовании платного священства в церкви организация обеспечения духовенства самими православными. И здесь я представляю возможность двоякого пути: или каждый приход обеспечивает причт и вносит известную сумму в общецерковный фонд на содержание церковных учреждений; или же все православные обязываются определенным обложением, которое поступает в заведование центрального хозяйственного органа церкви, который ведает вопросами справедливого и равномерного вознаграждения священнослужителей и поддержания церковных учреждений. Последняя форма — централистическая и в известном смысле бюрократическая. Но я лично в материальном вопросе этого бы не страшился и даже предпочел ее. Последнее я сделал бы в силу тех соображений, что при желательности с корнем вырывать начало местничества в церкви и бороться с постоянной переменой приходов и епархий, очень важно установить одинаковые оклады содержания духовенства (вернее равномерные) и ослабить в этом случае возможное неравенство приходов и епархий.
Но не могу сказать, чтобы такое экономическое решение вопроса вполне удовлетворяло церковное чувство и до конца отвечало началу братства в церкви и принципу обще-церковной работы. Этому идеалу церковная устроения, по моему убеждению, отвечает лучше всего идея бесплатного общественного священства, горячо защищаемая и серьезно обоснованная отцом Василием Красносамарским (приходской священник в г. Самаре). Читатели „Христианской мысли" достаточно знакомы с его аргументацией. Для не читателей позволю в общих чертах напомнить основы решения пастырского вопроса о. Василием, к которому и лично я примыкаю.
Бесплатное священство — это такое пастырство в церкви, служение которого непременно должно быть бесплатным, под какими бы формами ни проникала плата за священническій труд. Теперешний порядок "сдельной платы" за исполнение пастырских обязанностей ведет неизбежно к разделению в церкви богатых и бедных, а, главное, является известная противоположность между интересами пастыря и пасомых, как всюду существует эта противоположность между трудом и капиталом. Не спасает положения и постоянное жалованье. Если его будет платить правительство, то оно потребует соответствующих услуг, как и было раньше: услуги много превосходили нищенскую субсидию, получаемую духовенством. Если жалованье будет платить община, хотя бы и при посредстве центрального органа, то все же нужно сохранится источник известной враждебности между интересами пастырей и паствы: ведь жалованье тоже придется взыскивать путем налогов, а последнее — путем репрессий. К тому же наемника всегда контролирует работодатель, и живое пастырское дело будет подавлено внешней регламентацией. Только бесплатное священство гарантирует подлинную свободу пастырского делания, разрушает все перегородки между пастырем и паствой и радикально изгоняет из Церкви начало купли и продажи.
Каким же путем может быть создан в церкви институт бесплатного священства? Это, конечно, будет возможно только тогда, когда священники будут добывать средства к жизни не исполнением своих пастырских обязанностей, но трудом рук своих, служением на различных поприщах жизни. Земледелец, рабочий, доктор, чиновник — все они могут быть избираемы и рукополагаемы во священники, оставаясь при своем прежнем деле, если только эти лица имеют опыт религиозной жизни, являются верными членами Христовой Церкви и пламенеть любовью к братьям своим по вере. Конечно, тогда число приходов должно будет по меньшей мере удесятириться, чтобы возможно было успешно исполнять пастырское служение, и при таких даже условиях без са самоотверженного сокращения личных дел и отдачи церкви досуга и сердца не может быть и речи и о бесплатном священстве. Но без этого нет и вообще ни одного общественного дела, в особенности дела служения народу. Найдутся, Бог даст, и в Церкви такие самоотверженные работники, тем более, что при маленьких приходских ячейках и времени потребуется не так много для совершения треб.
Что касается вопроса о каноничности подобного бесплатного общественного священства, то это вне сомнений. Во всей неприкосновенности сохраняется вера в богоучрежденность церковной иерархии и в ее преемственность. Епископы и священники также избираются клиром и мірянами и рукополагаются епископами, как это и должно быть по обычаям церкви. Таким образом церковно революционного в идее бесплатного священства ничего нет. Напротив, в древней Церкви епископы и пресвитеры сплошь и рядом зарабатывали пропитание трудом рук своих и совершенно бесплатно исполняли свое служение в церкви. Известен трогательный пример известного Александра угольщика, который был поставлен епископом и не оставлял своего скромного занятія. Интересны и слова Посошкова о нашем древнем русском духовенстве: "У нас в России сельские попы питаются своей работой и ничем они от пахотных мужиков не отменны. Мужик за соху, и поп за соху; мужики за косу, и поп за косу. Жалованья государева им нет, от мирян им никакого подаяния нет же".
Но если с догматической и канонической точек зрения бесплатное общественное священство не представляет собою чего-либо нового или тем более противоканонического, то в этическом и профессиональном отношении дело идет, конечно, о глубочайшей и коренной реформе нашего церковного быта. Такая реформа вызывается, по моему мнению, тем, что классовый характер корпораций священников явился громадным препятствием на пути к возможно тесному единству пастыря и прихода, когда между ними на протяжении веков создалась такая стена, разбить которую необходимо для блага церкви. И общественное бесплатное священство должно явиться плотью от плоти самой церковной общины в совершенной гармонии интересов всех ее членов.
Одинъ вашъ русский социал-революционер, говоря на митинге о церковном вопросе, сказали: само собою разумеется, что мы желаем лучших порядков в церкви, но не обездоленья людей, и потому все нужно сделать, чтобы не упала на землю ни одна лишняя слеза. Если так думают лучшие из политических деятелей, то тем более неизбежна такая дума для нас, людей церковных, кровно связанных с духовным сословием. Отец В. Красносамарский обстоятельно рассмотрел вопрос об отношении нового бесплатного общественного священства к теперешнему платному и пришел к выводу, что эти отношения должны утверждаться на таком начале, что сами теперешние священники должны руководить постепенным введением в церковный быть института бесплатного священства и не только не опасаться уменьшения дохода при новом порядке, но напротив, его увеличения и упрочения авторитетности своего положения в приходе. Бесплатное священство должно заступить место платного не насилием или захватным правом, но как дети занимают место родителей, по благословению родительской любви. „Добровольные даяния" сохраняются до известной поры, в течении жизни одного или двух поколений теперешних священников, и поступают в собственность представителей теперешнего класса священников, причем обеспечение их предоставляется или приходу, или же возлагается на центрально-хозяйственный орган устроения церковного быта.
Таковы основы возможного и у нас института общественного священства. Утверждение его было бы показателем высокого религиозного одушевления нашего общества, но пока лишь можно мечтать об этом. Делать же нужно и неотложно все возможное для смягчения по крайней мере тяжелых язв современного уклада жизни духовенства и более нормального обеспечения его содержания.