Пандемический вариант
Close
Десять шагов к литургическому возрождению
 
Исторически все богослужебные уставы возникали не в результате какой-то келейной, теоретической работы, утвержденной потом особо уполномоченным органом в качестве нормы богослужения. Они вырабатывались самой жизнью церковной общины. Уставы отражали обычай, то есть реально сложившуюся практику, а письменная их фиксация помогала потом обучать этой практике последующие поколения. Порядок и нормы богослужебной жизни постепенно, органическим образом менялись вместе с общими изменениями обстоятельств жизни Церкви.
Патриарх Кирилл, (доклад на епархиальном собрании г. Москвы 22 декабря 2016 г.)
Обращение инициативной группы
Господь наш Иисус Христос открыл в Самом Себе полноту общения с Богом «в Духе и Истине» (Ин 4:23). Это общение как путь спасения стало доступно всем, но вместе с тем его необходимо непрестанно вновь и вновь обретать как каждому христианину, так и всей Церкви, «доколе все придём в единство веры и познания Сына Божия» (Еф 4:13). Господь никогда не нарушает свободу человека, а потому исторические перипетии церковной жизни «в мире сем» нередко приводили не только к ценным духовным приобретениям, но и к возникновению обычаев, умаляющих как дух, так и смысл богослужения и церковной молитвы (так, например, возникла практика читать молитвы "скороговоркой", причащаться только несколько раз в год, служить вечерню утром, а утреню - вечером и т.п.).
Читать целиком
Сегодня, как и всегда, возможно раскрывать глубину и смысл богослужения и путём внутреннего усилия, и путём отдельных преобразований, тем самым помогая всем верующим достигать единства осмысленной веры, молитвы и жизни в духе смирения, любви и мира.

Православное богослужение совершается всей Церковью как общиной и собранием учеников Христа, братьев и сестёр ("церковь" по-гречески «ἐκκλησία», что значит "собрание, общество призванных"). Также и священнодействует ("служит") не только священник (как в Ветхом Завете), а вся Церковь как Тело Христово (1 Кор 12:27; Откр 1:6): церковное Собрание возносит общую молитву к Богу-Отцу, ибо оно во Христе и Христос в нём (см. Ин 14:20). Собрание Народа Божьего (т. е. Церкви) в Новом Завете целиком наделено даром царственного священства, который дан как путь жизни и спасения во Христе (1 Пет 2:9: "вы – род избранный, царственное священство, народ святой"). В отличие от "царственного священства", "сакраментальное священство" предстоятеля – "функционально" (см. Еф 4:11-16). Оно состоит в том, чтобы собирать и возглавлять церковное Собрание и его молитву, быть его "устами и ушами" в таинствах – в союзе с полнотой вселенской Церкви. Однако единственной подлинной её Главой всегда остаётся Сам Христос (1 Кол 1:18).

Все описанные ниже литургические «шаги» – не инновация и не призыв к насильственным реформам, но призыв к воспоминанию и восстановлению того принципиально важного в богослужении, что со временем оказалось в церковной практике так или иначе умалено (ср. 2 Ин 1:6). При этом важно помнить, что всё это не является самоцелью, но должно быть связано с духовным возрастанием церковного Собрания. Для этого ему нужно предпринимать постоянные усилия и в совместном научении основам христианской веры, молитвы и жизни, и в укреплении общения и общинности, и в служении Богу, Церкви и ближним (см. Деян 2:42).

Представленные ниже "шаги к литургическому возрождению" - это призыв ко всем по мере своих сил и возможностей способствовать утверждению и углублению подлинного духа и смысла православного богослужения путём конкретных практических преобразований. Мы обращаем этот призыв к священнослужителям и ко всем верным чадам Православной церкви, заинтересованным в актуализации литургической жизни. Эти "шаги" можно реализовывать последовательно, а можно воплощать в том порядке, который в каждом конкретном случае будет возможен.

Не стоит бояться разнообразия и проявлений творческой свободы (1 Кор 11:19), ибо насильственное ограничение и регламентация в жизни Церкви угашает Дух в ней, и тогда она теряет качества, присущие всему живому, - но стоит бояться лишиться Христа, если побеждает буква (2 Кор 3:6), умаляется доверие и братолюбие (1 Ин 3:14).


10 шагов

1
Внимание к богослужению
Смысл
Почему и когда ушло
Писание
Предание
Внимание всего церковного Собрания должно быть собрано вокруг молитвы и богослужения: важно не пренебрегать главным. Целование икон, постановка свеч, проведение исповеди, лишние разговоры и т.п. не должны происходить во время богослужения. Для этого есть время до и после него. Кроме того, к возгласам богослужения и к их смыслу нужно относиться ответственно: ничто не должно произноситься "всуе" или только лишь "символично", "условно", "по традиции", но всё, вплоть до последнего слова, должно быть так или иначе понято, воспринято и осмыслено. Так, например, возглас "главы наши пред Господом преклоним" означает призыв преклонить главы всем в собрании, а аналогичный возглас, адресованный "оглашаемым" - только тем, кто проходит оглашение, в то время как следующий за ним возглас "оглашаемые, изыдите" - повеление выйти из храма тем, кто только что преклонял головы, и т.д.
Формальное и неразумное отношение к богослужению могло усиливаться по мере упадка духовной жизни в церковном Собрании на протяжении всей церковной истории.
Мк 15-17, 1 Кор 14:29-33
«Если царские грамоты прочитываются в театре, когда наступает полная тишина, то тем более в этом граде храме должны все утихнуть и стоять с напряженною душою и слухом, потому что здесь будут читаться повеления не земного царя, а Владыки ангелов» (свт. Иоанн Злаутост).
«Ты находишься в сонме ангелов и в обществе архангелов, и поешь с серафимами. А все эти лики небесные сохраняют великое благочиние, и свое таинственное сладкопение и священные песни со многим страхом воспевают Царю всех Богу. Итак, соединись с ними во время молитвы, и поревнуй их таинственному благочинию» (свт. Иоанн. Златоуст).

2
Восстановление центральной роли Св. Писания и проповеди после него
Смысл
Почему и когда ушло
Писание
Предание
Необходимо вернуть Св. Писанию центральное место в нашем богослужении. Это значит, что возвещение и уяснение Слова Божьего через чтение Писания и проповедь должно стать доминантой богослужения, осознаваемой в качестве таковой всеми. Это справедливо в отношении большинства богослужений и прежде всего для Литургии, где такое приобщение к Слову Божьему необходимо для подготовки к видимому соединению с Ним в причащении Тела и Крови. Такое приобщение к Слову возможно только тогда, когда оно понимается и актуализируется в конкретном Собрании. Поэтому важно читать Писание на понятном для всех языке, лицом к народу, с последующей проповедью-разъяснением. При этом проповедь призвана быть не просто мыслями проповедника и не повторением толкований, но выявлением того, что Господь здесь и сейчас хочет сказать конкретному церковному Собранию. Без такой проповеди оно как целое не назидается, и Слово Божье может оказаться невоспринятым. При возможности проповедь может произносить не только священник или дьякон, но и любой благословленный на то член Собрания (согласно решению Поместного Собора 1917-1918 гг.).
Ушло постепенно в связи с падением уровня просвещения духовенства, отделением его от народа и формализацией богослужения.
Неем. 8:2-8. Лк 4:16-21. Лк 24:32. Деян 13: 15-44. Деян 17:11-12. Деян 20:7. Рим 10:17. 2 Тим 3:16. Евр. 4:12
«Читаются, сколько позволяет время, сказания апостолов и писания пророков. Потом, когда чтец перестанет, предстоятель делает наставление. Затем все встаём и воссылаем молитвы». (св. Иустин Мученик).
«А мы поступаем наоборот, подобно тем людям, о которых сказал Исайя пророк: «ушами с трудом слышат, и очи свои сомкнули» (Ис. 6:10). О, сколько и каких Писаний мы, слыша, оставляем без внимания!.. Будем же исследовать Писания, чтобы не коснулся нас грядущий душепагубный голод; будем усердны к Писаниям, чтобы не заблуждаться и не увлекаться всяким ветром. Нерадивым к Писаниям говорит Спаситель: «заблуждаетесь, не зная Писаний» (Мф. 22:29)» (свт. Иоанн Златоуст). «Христос не сказал: «читайте Писания», но: «исследуйте Писания», потому что сказанное о Нем в Писаниях требовало много внимания... Итак, Он повелевает им теперь со тщанием углубляться в Писания, чтобы они могли найти сокровенное в глубине их. Сказанное о Христе не поверхностно сказано и не на виду положено; но, как сокровище некое, положено в великой глубине. А кто, отыскивая положенное в глубине, с усердием и трудом не станет искать, тот и никогда не найдет искомого» (свт. Иоанн Златоуст)

«Церковная проповедь, <...> являющаяся одною из главнейших обязанностей пастырского служения, должна раздаваться возможно чаще, <...> обязательно же за каждой Божественной Литургией, совершаемой в воскресные и праздничные дни. <…> Для большего же усиления и развития нравственно-христианского благовестия, сообразно с требованиями настоящего времени, весьма желательно привлекать к делу не только диаконов и псаломщиков, но и способных к проповедничеству благочестивых мирян» (Определение «О церковном проповедничестве» Поместного Собора 1917-1918 гг. от 1 декабря 1917 г.).

3
Внятное и чёткое чтение и пение
Смысл
Почему и когда ушло
Писание
Предание
Необходимо соблюдать не только букву, но прежде всего дух богослужебного устава - выделять в нём важное и второстепенное, выбирать приоритет не количества, но качества полноценного, ясного и чёткого прочтения и восприятия (псалмов, песнопений, молитв). «Вычитывание» - это признак магического отношения к молитве, спешка – мирской суеты, а чрезмерное внимание к красоте внешней формы в ущерб восприятию смысла – нецерковного «эстетизма».
Эта проблема усугублялась постепенно и связана как с формализацией богослужения, так и с архаизацией его языка. Непонятный текст, смысл которого не кажется важным воспринять, читается или поётся соответственным образом - неясно и невнятно, но внешне благообразно.
Мф 6:7. 1 Кор 14:16, 19
«В молитве нужны не столько звуки, сколько мысль, не воздеяние рук, но возношение ума, не наружный вид, но внутренний смысл» (свт. Иоанн Златоуст)

4
Возрождение чтения «тайных» молитв вслух
Смысл
Почему и когда ушло
Писание
Предание
Большинство богослужебных молитв, в том числе так называемые "тайные" и принадлежащие евхаристическому канону, чину утрени и вечерни и т.п., должны возноситься священником не только «от лица» Собрания, но и при его полном молитвенном соучастии, когда умы и сердца всех объединяются словами общей молитвы, велегласно возглашаемых священником или чтецом. Тексты молитв составлены от лица народа, поэтому они должны быть ему слышны, и только так будет возможна подлинная молитва «едиными устами и единым сердцем». В обратном случае члены церковного Собрания оказываются отчуждены от полноты благодатного единства во Христе, не имея возможности воспринимать главные молитвословия богослужения. Кроме этого, желательно, чтобы чтение молитв не происходило одновременно с пением хора, так как в таком случае может происходить умаление восприятия как самих молитв, так и песнопений.
Уходило после VI века в связи с последствиями наплыва непросвещенных в христианстве людей, обособления от них духовенства и строительства больших по площади храмов.
Деян 2:42. 1 Кор 14:16
Окружное послание Синода Элладской Церкви от 31 марта 2004 года: «Предание об образе чтения молитв вслух для народа — ясно, едино и кафолично <…> Свидетельства первых восьми веков (т.е. до первых сохранившихся рукописных евхологиев) указывают, что народ слышал молитвы Литургии. Это доказывается либо свидетельствами об ответе «Аминь» на молитвы предстоятеля (мч. Иустин, сщмч. Дионисий Александрийский, блж. Иероним), либо очевидными указаниями, что народ слышал молитвы (сщмч. Дионисий Александрийский, 19-й Канон Лаодикийского Собора, житие прп. Мелании), либо употреблением глагола «говорить» в отношении к молитвам Божественной литургии (свт. Василий Великий, свт. Григорий Богослов), либо местами из свт. Иоанна Златоуста о священнике, который «принимает голос народа» и совершает богослужение, а также о церковном теле, которое возносит благодарственные молитвы «единодушно» и «единым гласом».

«В общем собрании да будет у вас одна молитва, одно прошение, один ум, одна надежда в любви и в радости непорочной» (сщмч. Игнатий Богоносец).
«В церкви всегда должен быть слышим один голос, так как она есть одно тело. Потому и чтец читает один; и сам, имеющий епископство, ожидает, сидя в молчании; и певец поет один; и когда все возглашают, то голос их произносится как бы из одних уст» (свт. Иоанн Златоуст).

5
Возрождение общего пения и литургических «ответов» народа (особенно «Аминь»)
Смысл
Почему и когда ушло
Писание
Предание
В богослужении призван полноценно участвовать не только предстоятель, но и сослужащий ему церковный народ. Однако исторически сложилось, что профессиональный хор перенял на себя все возможности участия Собрания, которое оказалось в разряде "зрителей", почти как в театре. Между тем «лик» в богослужебных книгах – это славянское обозначение греческого «χορός», что означает не только «хор» как собрание поющих (это значение ближе к античному театру), но и «собрание, сонм» вообще, а также «хоровод», что подразумевает согласованное общее взывание перед Богом. Поэтому деятельное участие всего церковного народа «едиными устами и единым сердцем» в богослужении необходимо: пением и особенно общими возгласами («Аминь», «Господи, помилуй», «Достойно это и праведно…» и другие).
Ушло постепенно в связи с последствиями наплыва непросвещенных в христианстве людей, обособления от них духовенства и формализацией богослужения.
Исх 14:31. Неем 8:6. Пс 105:48. Пс 107:2. 1 Кор 14:16. Откр 14:3
«И молитвы благодарения также общие, потому что не один священник приносит благодарение, но и весь народ. Получив сперва ответ от народа и потом согласие, что достойно и праведно совершаемое, начинает священник благодарение…» (свт. Иоанн Златоуст).
«…Приносится хлеб, и вино, и вода; и предстоятель также воссылает молитвы и благодарения, сколько он может. Народ выражает свое согласие словом аминь, и бывает раздаяние каждому и приобщение даров» (св. Иустин Мученик).
«Оставляйте же из себя вы все до одного хор, чтобы, согласно, настроенные в единомыслии, дружно начавши песнь Богу, вы единогласно пели ее Отцу чрез Иисуса Христа, дабы он услышал вас, и по добрым делам вашим признал вас членами Своего Сына. Итак, полезно вам быть в невозмутимом единении между собою, чтобы всегда быть и в союзе с Богом» (сщмч. Игнатий Богоносец).

6
Введение национальных языков, прежде всего русского языка (особенно при чтении Св. писания и евхаристического канона)
Смысл
Почему и когда ушло
Писание
Предание
Язык не должен препятствовать уразумению богослужебных текстов и подлинной молитве "едиными устами и единым сердцем": архаические языки могут адекватно восприниматься только немногими, но не всем церковным Собранием. Использование же родного, общепринятого языка в молитве и богослужении является изначальной традицией Церкви, для которой доступность смысла всегда была важнейшим ориентиром (см. Кор 14:19: "в церкви хочу лучше пять слов сказать умом моим, чтобы и других наставить, нежели тьму слов на незнакомом языке"). Так, и текст Нового завета, и литургические тексты, и молитвы и песнопения изначально составлялись на том греческом языке, который во время их создания был наиболее широко распространен среди их авторов.
В IX веке возникла «трёхъязычная ересь», последователи которой объявили «сакральными» три языка (латинский, греческий, еврейский) и стали бороться против переводов на славянские наречия. Эта ересь была преодолена усилиями свв. Кирилла и Мефодия, но в дальнейшем с усилением обрядоверия и с угасанием просвещения и церковного творчества язык церковных текстов нередко воспринимался как «сакральный» в своей конкретной внешней форме.
1 Кор 14:14-19, 26-31. Флп 2:11
«…В целях приближения нашего церковного богослужения к пониманию простого народа признаются права общерусского и малороссийского языков для богослужебного употребления… Частичное применение общерусского или малороссийского языка в богослужении (чтение Слова Божия, отдельные песнопения, молитвы, замена отдельных слов и речений и т.п.) для достижения более вразумительного понимания богослужения при одобрении сего церковной властью желательно и в настоящее время. Заявление какого-либо прихода о желании слушать богослужение на общерусском или малороссийском языке в меру возможности подлежит удовлетворению…» (доклад «О церковно-богослужебном языке» Поместного Собора 1917-1918 гг.).
«Русское наречие обладает обилием славянского, и присовокупляет к нему свое обилие» (свт. Филарет Московский).
«Будем радоваться, что российское слово созрело и возмужало для выражения слова Божия. Не должно останавливаться всем вниманием на одной букве Библии, а искать самого слова Божия, жизни и света, путем сей буквы, еврейская ли она, еллинская ли, или российская» (прп. Макарий Алтайский). «Есть вещь крайне нужная. Разумею новый упрощенный и уясненный перевод церковных богослужебных книг» (свт. Феофан Затворник)

7
Возрождение общего и частого Причащения
Смысл
Почему и когда ушло
Писание
Предание
Причащение не есть только акт индивидуального благочестия и освящения. Прежде всего причащение есть приобщение к Церкви как соборному единству во Христе, Телу Христову, новому Народу Божьему и жизни Самого Христа в нём (Ин 15:4). Еженедельное совместное участие в Евхаристии, т.е. Благодарении, должно стать нормой жизни общины. Общение Святого Духа в Причастии призвано быть духовным общением не только с Богом, но и с Церковью как общиной, и такое общение должно быть естественной потребностью верного христианина. Искусственные и формальные преграды к этому могут быть при возможности упразднены: такие как, например, обязательная личная исповедь для всех перед каждым причащением, чрезмерные требования к «вычитываю» канонов, соблюдению особого поста и т.п. (что является обычаем исключительно Русской церкви последних столетий).
Ушло после IV века в связи с последствиями наплыва непросвещенных масс в Церковь из-за её нового государственного статуса. Однако в истории частота причащения менялась, и нередко возрождение нормы частого причащения было связано с возрождением духовной жизни.
Ин 6:51-58. Ин 15:4-7. Деян 2:46. 1 Кор 11:26
«Мы не должны устраняться от причащения Господня из-за того что сознаём себя грешниками, но ещё более и более с жаждой надобно поспешить к Нему для уврачевания души и очищения духа» (прп. Иоанн Кассиан Римлянин).
«Если бы кто-нибудь был приглашён на трапезу, пошёл туда, помыл руки, сел и приготовился к трапезе, а затем не стал бы есть, разве не оскорбил бы того, кто его пригласил? Не лучше ли было бы, если бы он не приходил вообще? Так и ты: пришёл на трапезу, пел с остальными песнопения, исповедовал, что достоин (поскольку не удалился вместе с недостойными), как ты можешь после всего этого оставаться на Литургии и не причащаться от этой Трапезы? Но ты говоришь: «Я недостоин». Тогда ты недостоин участвовать и в молитвах, потому что Святой Дух нисходит не только на предлежащие Святые дары, но и на эти песнопения» (свт. Иоанн Златоуст).
«Если кто… не имея никакой настоятельной нужды или препятствия, которым бы надолго устранён был от церкви, но пребывая во граде, в три воскресных дня в продолжение трёх седмиц не придёт в церковное собрание, то клирик да будет извержен из клира, а мирянин да будет удалён от общения» (80-е правило Шестого Вселенского Собора).

8
Совершение богослужений суточного круга в соответствующее им время
Смысл
Почему и когда ушло
Писание
Предание
Большинство церковных богослужений, помимо таинств, вписаны в "суточный круг" и потому имеют своё определенное время для совершения, выявляющее их смысл: так, утреня должна служиться утром, а вечерня – вечером (литургия преждеосвященных даров также является вечерней, соединяемой с Причащением). Об этом говорит содержание молитв этих служб, призванных освящать определённые промежутки времени, связывая молитву с жизнью человека и природными ритмами. «Всенощное бдение» должно быть не условным, а реальным, то есть совершаться в течение всей ночи. Если же такой возможности нет, то и «изображать» его нет необходимости. Для приходского праздничного богослужения возможно, например, соединять великую вечерню с повечерием и чтением канона.
В Русской церкви частые «всенощные бдения» за один вечер на приходах стали совершаться после XVII века, а с XIX века – каждую неделю, в связи с возросшим влиянием нецерковных и неуставных мотиваций на богослужение.
Пс 73:16. Пс 103:19-23
«Так, надлежит молиться утром для прославления утренней молитвой Воскресения Христова. Это древле обозначил и Дух Святой в псалмах. <…> Опять необходимо молиться при захождении солнца, к концу дня. Молясь же в конце дня и прося при захождении солнца: «да приидет на нас снова свет», мы испрашиваем пришествия Христова, которое имеет подать нам благодать вечного света, потому что Христос есть истинное солнце и истинный день» (сщмч. Киприан Карфагенский).
«Так называемые всенощные бдения, не только не занимающие всей ночи, но укладывающиеся в один час, а то и в 40 минут, и оканчиваемые задолго до начала ночи, до захода солнца, совершаются без числа и без меры, едва не ежедневно, и пресытившиеся ими относятся к этому особенно торжественному роду службы как к самым заурядным вещам. А людей, понимающих Церковный Устав, любящих его и сознательно к нему относящихся, едва не тошнит (ср. указанные выше слова Соломона) от этих имитаций церковных служб (если не сказать – пародий)» (сщисп. Афанасий (Сахаров)).
«Вестно же буди, яко в малых обителях и соборных и приходских храмах, во дни недельныя идеже всенощныя не бывает или настоятель не изволит, поется вечерня великая, такожде и утреня в свое время» (7-я глава Типикона).

9
Возрождение открытости алтарного пространства
Смысл
Почему и когда ушло
Писание
Предание
Для единства в молитве и священнодействиях клира и народа (в их предстоянии вокруг престола, Трапезы Господней, и перед Богом в их совместном духовном усилии) необходимо их видимое единство в пространстве: для этого важно не закрывать царские врата на протяжении всей службы и минимально использовать завесу, несмотря на поздние обычаи и предписания. При возможности и строительстве новых храмов важно вводить «открытые» иконостасы или алтарные преграды. Благоговение перед святыней не может быть обусловлено её закрытостью и видимостью недоступности, ибо это противоречит смыслу Нового Завета. При Распятии Христовом завеса в Храме разодралась надвое, открыв всем верующим полный доступ к Святилищу, к Небу, во Святое Святых, поэтому восстановление её есть возврат к Ветхому завету. Евхаристия изначально, как и Тайная Вечеря, есть трапеза за общим столом, где были невозможны никакие закрытые перегородки и разделения. Потому и православный храм освящается полностью, ибо он есть единое освященное пространство для собрания Церкви, поэтому и «царские врата» изначально обозначали входные двери в храм, а не в алтарь.
Алтарь оказался полностью отделенным от народа непрозрачной преградой лишь после XIV в., а использование завесы во время службы стало распространяться после XI века: в связи с окончательной клерикализацией, отстранением христиан от священнодействия как «непосвященных» и непросвещённых и развитием «аллегорических» толкований литургии. Обычай закрывать «царские врата» во время службы в нынешнем виде появился в России в XVII в.
Мф 27:51. Евр 10:19-23
«Затем священник намеревается сам приступить и других пригласить к Трапезе… Он взяв и показав Животворящий Хлеб, призывает к причастию… И возглашает «Святая — святым», как бы говоря при этом: «Вот Хлеб Жизни, который вы видите. Идите, стало быть, причащайтесь» (св. Николай Кавасила, XIV в.).
«Церковь же и в алтаре, и в храме пребывает единой и той же самой» (прп. Максим Исповедник)

10
Возрождение целования (приветствия) мира среди всего церковного народа
Смысл
Почему и когда ушло
Писание
Предание
Для принесения бескровной жертвы хвалы и любви важно засвидетельствовать единство церковного Собрания, мир и взаимную любовь всех ко всем в нём, ибо любовь к Богу неотделима от любви к ближнему. Поэтому возглас «Возлюбим друг друга» есть призыв к действию: это одно из священнодействий литургии, которое могут лично и активно, при этом чинно и благоговейно, совершать все верующие (христосование, или, например, рукопожатие, со словами «Христос посреди нас» и ответом «И есть и будет»; или «Христос воскрес» - «Воистину воскрес»). Такое сакраментальное выражение любви обязывает христиан к жизни, в основе которой лежит реализация этого образа как главного её принципа - жизни по любви, какую Христос явил, омыв ноги своим ученикам. Молитвы «перед целованием мира», раскрывающие его та́инственный смысл, имелись почти во всех известных чинопоследованиях литургии.
Уходило постепенно после VI века в связи с утерей чувства Собрания – до сих пор сохранилось только в виде обряда среди священнослужителей в алтаре.
Мф 5:23-24. Ин 13:3-15, 34. 1 Пет 5:14. 1 Ин 4:7-21. 1 Кор 16:20. 2 Кор 13:12.
«Какое моление цельно без скрепы святым целованием?.. Было ли жертвоприношение, после которого мы расходились бы без целования?» (Тертуллиан).
«Каждый да целует своего соседа, мужчины мужчин, женщины женщин; и тогда диаконы приносят хлеб и вино» (Апостольские постановления, IV в.).
«Давайте целование любви и мира, чтобы быть готовыми (к принятию) святых тайн Божиих» (Галликанская литургия). «Господи Боже наш, Созидатель любви и благ Податель, дай и нам, чадам Твоим, любить друг друга, как возлюбил нас Ты, дабы, соединённые единой любовью, мы к Тебе, Богу, приступили, и вознесли Тебе хвалу, и причастились Твоим святым таинствам, ибо Ты Любовь наша и мы воссылаем славу Тебе…» (молитва перед целованием мира, читавшаяся на Руси до сер. XVII в.). «Всякий раз, когда мы собираемся прикоснуться к священной Трапезе, нам даётся повеление любить друг друга и преподавать святое лобзание. Для чего? Тогда как телами мы разделены, души в то самое время соединяем целованием, дабы собрание наше стало таким, каким оно было у Апостолов, когда у всех верующих было одно сердце и одна душа. Ибо так надлежит приступать к священным Тайнам, в соединении друг с другом» (свт. Иоанн Златоуст)
Приведённый список «10 шагов» - не исчерпывающий и может быть продолжен. Тем не менее, сегодня он мог бы послужить подспорьем для процесса литургического, церковного и духовного возрождения в Русской православной церкви и других православных церквах: как в целом, так и в каждом отдельном приходе, общине и в опыте каждого верного христианина.
Обратная связь
Ваш E-mail
Имя
Комментарий