Клуб ревнителей литургического возрождения

Церковная иерархия

Как известно, отношение к богослужению формирует восприятие Церкви, и здесь центральной темой часто оказывается проблема церковной иерархии. Её часто понимают превратно и искаженно. "Иерархия" по-гречески - это "священная", "власть, подчинение". Понятия "власти" и "подчинения" в обычном, мирском смысле этих слов для церковной жизни совершенно не годятся - это однозначно ясно ещё со слов Христа (Мф 20:25-28). В Церкви есть только "власть любви", хотя это, конечно, почти оксюморон (равно понятию "служение"). Можно понимать "иерархию" только как "порядок, организацию", как есть иерархия культуры, иерархия ценностей и т.д. То есть здесь о власти, строго говоря, речи не идёт - только о некоей правильной упорядоченности.

Какой такой порядок, или иерархию, устроения жизни Церкви мы видим в Новом завете, в словах апостола Павла? Есть только множество даров Духа (см. примерный список в 1 Кор 12:28), и есть их упорядоченность в рамках единого целого, и каждый, кто крещён и живёт полноценной церковной жизнью, занимает место сообразно своему дару и служит им. Как в теле человека: есть ноги, руки, сердце, желудок и т.д. С точки зрения "власти" все они равны: разве можно сказать, что желудок строго подчиняется руке, печень - лёгким? А кому же они единственно подчиняются? Только голове, мозгу, а по апостолу Павлу Голова - это только Христос. То есть в Церкви есть иерархическое подчинение только Христу: как и мозг по отношению ко всему телу обладает своего рода особой природой, так Христос по отношению к Церкви обладает особой природой, хотя и един с ней.

А что будет, если ноги, руки, печень или лёгкие заявят, что у них власть, что они иерархи, и начнут командовать всем Телом? Не будет ли это свидетельствовать о том, что оно больно? И чем больше происходит обособление этих органов от тела - тем более? И как тогда какие-то органы, пусть даже важнейшие, руководящие, могут возомнить, что они - голова и мозг? От этого тогда страдает всё тело, и наши церковные иерархи должны это понять.

В Церкви есть только иерархия как порядок и соподчинение всех всем в едином Теле, каждого со своим даром в рамках единого организма, где есть более заметные, более руководящие органы, а есть - менее, но все равны и важны, и нет строгого подчинения одних другим: есть только взаимодействие, служение и власть любви. Самое главное, чтобы было подчинение единому центру, Голове церковного Тела - Христу. И тогда каждый на своем месте может жить здоровой жизнью, приносить плоды, и Тело будет здорово и будет процветать. Но если главнейшие, руководящие органы больны, если они возомнили себя выше и лучше других, если они начинают властвовать, то и всё Тело сильно страдает. Им не нужно стать другими органами, их не нужно и нельзя ликвидировать, им нужно просто стать самими собой, в полноте подчиниться Главе-Христу и служить в любви тем даром, который они получили.

Апостол Павел, Первое послание к Коринфянам, глава 12:
"Есть различия в дарованиях, а Дух – тот же. И есть различия в служениях, а Господь – тот же. И есть различия в действиях, а Бог – тот же, производящий всё во всех. Но каждому дается проявление Духа на пользу. Ибо кому чрез Духа дается слово мудрости; кому же – слово знания, в согласии с тем же Духом; иному – вера в том же Духе; другому же – дарования исцелений в едином Духе; другому же – сила, являемая в чудесах; другому – пророчество; другому же – различение духов; иному – разные языки; другому же – толкование языков. Всё же это производит один и тот же Дух, разделяя каждому особо, как Он хочет. Ибо как тело – одно и имеет много членов, все же члены тела, хотя их и много, составляют одно тело, – так и Христос. Ибо и мы все в одном Духе были крещены в одно тело; будь то Иудеи, будь то Еллины, будь то рабы, будь то свободные, и все одним Духом были напоены. Ибо и тело не один член, но много. Если скажет нога; "я не рука и поэтому не принадлежу к телу", – нет, не поэтому не принадлежит она к телу. И если скажет ухо: "я не глаз и поэтому не принадлежу к телу", – нет, не поэтому не принадлежит оно к телу. Если всё тело – глаз, где слух? Если всё – слух, где обоняние? Но Бог дал место членам, каждому из них, в теле, как Он восхотел. Ибо, если бы все были один член, где тело? Но вот много членов, но одно тело. Не может глаз сказать руке: "ты мне не нужна", или опять же, голова ногам: "вы мне не нужны". Но тем нужнее те члены тела, которые кажутся слабейшими. И те, которые нам кажутся наименее благородными в теле, мы окружаем особой честью, и наши неблагообразные члены требуют особого благообразия, а наши благообразные члены в этом не нуждаются. Но Бог так составил тело, что наиболее обделенному члену оказал особую честь, чтобы не было разделения в теле, но члены одинаково заботились бы друг о друге. И страдает ли один член, страдают с ним все члены; славится ли один член, с ним радуются все члены. Вы – тело Христово, и в отдельности – члены. И Бог поставил их в церкви: во-первых, апостолами, во-вторых, пророками, в-третьих, учителями; затем чудеса, затем дарования исцелений, оказание помощи, управление, разные языки. Все ли апостолы? Все ли пророки? Все ли учители? Все ли совершают чудеса? Все ли имеют дарования исцелений? Все ли говорят языками? Все ли толкуют?"