Патриарх Никон видел иной путь укрепления Русской церкви и возвышения её авторитета в православном мире. Если члены «движения ревнителей благочестия» хотели этого достичь путём укрепления самобытности Русской церкви и возврата к своим истокам, то патриарх Никон – путём «внешнеполитическим»: сближением Русской церкви с другими православными церквами, прежде всего с Греческой (Константинопольской). Его идея состояла преимущественно в согласовании обрядов и богослужения в Русской церкви с практикой Греческой церкви, пусть это и будет противоречить имеющимся русским традициям и привычкам. Кроме того, что подразумевалось наличие в Греческой церкви более «правильных» обрядов, поскольку та являлась для Русской «церковью-матерью», также планировалось, что таким образом она станет воспринимать Русскую как более близкую себе и сможет легче во всём признать первенство и авторитет «русской симфонии»: русского царя и Русской церкви, т.е. Москвы как «третьего Рима». Таким образом Никоном была проведена большая книжная справа, в которой основной упор делался не на смысл, а на буквальное соответствие греческим оригиналам текстов; многие обряды и богослужебные формы были приведены в соответствие с современными греческими (они ошибочно воспринимались как «более древние» и «исконные»): например, троеперстное крестное знамение, троекратная «аллилуйя» и другие.
Понятно, что такие реформы патриарха Никона, в процессе которых русская самобытность была почти полностью принесена в жертву внешнеполитическим интересам и мечтам о «третьем Риме», шли в полное противоречие с идеями «движения ревнителей благочестия», а также с имеющимися в России традициями и нормами. Эти реформы проводились «сверху вниз», грубо, насильственно, безапелляционно, без особого обсуждения и почти без желания идти на какой-либо компромисс. Поскольку в России обрядовая сторона жизни всегда была особенно важна, то её такое открытое грубое и резкое попрание со стороны церковной иерархии и царской власти вызвало к ней недоверие и отторжение, в разном виде и степени выражавшееся, среди традиционно покорного «властям» русского народа. Случился большой раскол в церкви и народе, который действиями властей только усугублялся: все члены «движения ревнителей благочестия» были гонимы, а приверженцев «старого обряда» стали преследовать (особенно после утверждения реформ на Московском Соборе 1666-1667 г.). Так «пролегла трещина» между народом и церковной и государственной властями, так упал авторитет церковной иерархии, так пошатнулась идея «русской симфонии» (Пётр впоследствии фактически её упразднил, полностью подчинив церковь государству), так окончательно была потеряна вера в идею Москвы как в Третьего Рима, так надолго стали невозможны и любые реформы в богослужении.
Огромный и трагический узел проблем и бед стал следствием узла исторических грехов Русской церкви. Обрядоверие, небрежение смыслом, утрата духовной сути богослужения, переоценка народно-исторического в ущерб церковному, евангельскому и Божьему, гордыня и самопревозношение... Частично многое из этого так или иначе удалось преодолеть, о чем свидетельствовал Поместный собор 1917-1918 гг. и опыт новомучеников и исповедников. Но советский плен церкви и духовное падение народа усугубили незажившие раны и спровоцировали новые грехи.
И сегодня продолжаются гонения на священников и унижения людей, в церкви все разобщены и никому не доверяют, процветают обрядоверие и магизм, богослужение пребывает непонимаемым в своей сути, и у всех в глубине души остаётся вера и надежда разве что на индивидуальное спасение где-нибудь в своем личном уголку, но не в церкви.