Клуб ревнителей литургического возрождения

Организм и организация в церкви

Вопрос о христианском богослужении всегда связан с вопросом о Церкви. Церковь - это организм или организация? Если организация, то богослужение ей даётся как бы свыше и извне, будь то это "богоданный Типикон", "традиции отцов", указания начальства или же кабинетные штудии богослужебных комиссий или отдельных энтузиастов. Если же организм, то богослужение как бы естественно рождается из жизни церкви, выражает ее и потому может постоянно менять формы, в зависимости от внешних и внутренних обстоятельств, от глубины, интенсивности, осмысленности и направленности ее духовной жизни.

Поскольку Церковь как организм естественно сопоставить, вслед за апостолом Павлом, с образом Тела Христова, то в таком случае она тождественна собранию христиан, но не случайному, а "рождённому свыше" при содействии Святого Духа ради служения Богу и соединённому в любви - то есть является общиной (или братством, или духовной семьёй) в своей первичной ячейке.

Церковь же как организацию естественно сопоставить с приходом, поскольку он строится вокруг храма как здания, которое уже есть продукт определенной организации: в нем, как в часовом механизме, есть свои строгие функциональные должности и обязанности, и столь же организационно выстроенные планы и задачи. Поэтому понятие "приходской общины" - есть уже смешение двух совершенно разных реальностей и потому есть нередко самообман, стремление выдать желаемое за действительное. Это как "рабочая семья". Есть либо семья, члены которой могут где-то работать, пусть даже вместе, либо есть рабочий коллектив, который живёт по своим законам и ради своих задач. И как семья не перестаёт быть семьёй без работы, так и община общиной - без прихода. И как работы в Царстве Небесном не будет, а настоящие семьи могут остаться, так и приходов, и храмов в Царстве Небесном не будет, а общины - могут остаться. Наконец, как в приходе и в рабочем коллективе незаменимых нет, так в общине и в семье незаменимы все.

Ко всему этому - размышления Николая Бердяева:

"Организм рождается из природной космической жизни, и он сам рождает. Признак рождения есть признак организма. Организация же совсем не рождается и рождает. Она создается активностью человека, она творится, хотя творчество это и не есть высшая форма творчества. Организм не есть агрегат, он не составляется из частей, он целостен и целостным рождается, в нем целое предшествует частям и присутствует в каждой части. Организм растет, развивается. Механизм, созданный организационным процессом, составляется из частей, он не может расти и развиваться, в нем целое не присутствует в частях и не предшествует частям. В организме есть целесообразность, имманентно ему присущая, она вкладывается в него Творцом или природой, она определяется господством целого над частями. В организации есть целесообразность совсем другого рода, она вкладывается в нее организатором извне. Механизм составляется с подчинением его определенной цели, но он не рождается с присущей ему целью. Часы действуют очень целесообразно, но эта целесообразность не в них, а в создавшем и заведшем их человеке. Организованный механизм в своей целесообразности зависит от организатора. Но в нем есть инерция, которая может действовать на организатора и даже порабощать его себе".