Поскольку Церковь как организм естественно сопоставить, вслед за апостолом Павлом, с образом Тела Христова, то в таком случае она тождественна собранию христиан, но не случайному, а "рождённому свыше" при содействии Святого Духа ради служения Богу и соединённому в любви - то есть является общиной (или братством, или духовной семьёй) в своей первичной ячейке.
Церковь же как организацию естественно сопоставить с приходом, поскольку он строится вокруг храма как здания, которое уже есть продукт определенной организации: в нем, как в часовом механизме, есть свои строгие функциональные должности и обязанности, и столь же организационно выстроенные планы и задачи. Поэтому понятие "приходской общины" - есть уже смешение двух совершенно разных реальностей и потому есть нередко самообман, стремление выдать желаемое за действительное. Это как "рабочая семья". Есть либо семья, члены которой могут где-то работать, пусть даже вместе, либо есть рабочий коллектив, который живёт по своим законам и ради своих задач. И как семья не перестаёт быть семьёй без работы, так и община общиной - без прихода. И как работы в Царстве Небесном не будет, а настоящие семьи могут остаться, так и приходов, и храмов в Царстве Небесном не будет, а общины - могут остаться. Наконец, как в приходе и в рабочем коллективе незаменимых нет, так в общине и в семье незаменимы все.
Ко всему этому - размышления Николая Бердяева:
"Организм рождается из природной космической жизни, и он сам рождает. Признак рождения есть признак организма. Организация же совсем не рождается и рождает. Она создается активностью человека, она творится, хотя творчество это и не есть высшая форма творчества. Организм не есть агрегат, он не составляется из частей, он целостен и целостным рождается, в нем целое предшествует частям и присутствует в каждой части. Организм растет, развивается. Механизм, созданный организационным процессом, составляется из частей, он не может расти и развиваться, в нем целое не присутствует в частях и не предшествует частям. В организме есть целесообразность, имманентно ему присущая, она вкладывается в него Творцом или природой, она определяется господством целого над частями. В организации есть целесообразность совсем другого рода, она вкладывается в нее организатором извне. Механизм составляется с подчинением его определенной цели, но он не рождается с присущей ему целью. Часы действуют очень целесообразно, но эта целесообразность не в них, а в создавшем и заведшем их человеке. Организованный механизм в своей целесообразности зависит от организатора. Но в нем есть инерция, которая может действовать на организатора и даже порабощать его себе".