Клуб ревнителей литургического возрождения

Вечерня с литургией на Благовещение: утром или вечером?

Поскольку праздник Благовещения в этом году приходится не на великопостную или великую субботу и не на великий четверг, то по уставу положено совершать вечерню в соединении с литургией Иоанна Златоуста. В наших храмах вопреки уставу обычно принято совершать такую вечерню с литургией утром, а не вечером - как и в другие дни Великого поста и Страстной седмицы, все перевернуто с ног на голову: вечерня служится утром, а утреня - вечером. Во все дни года обычно утреню в составе "всенощного бдения" служат также вечером.

Конечно, когда Великим постом "скопом" служится подряд часы, изобразительны, вечерня и т.д., то, по словам священноисповедника Афанасия (Сахарова), для "людей, понимающих Церковный Устав, любящих его и сознательно к нему относящихся, едва не тошнит от этих имитаций церковных служб (если не сказать – пародий)". Сказано резко, но метко. Это действительно внешняя имитация, попытка формально сделать вид, что "мы исполняем устав". Почему-то именно в России такая установка оказывается важна: возможно, это как-то связано с исторической формализацией и бюрократизацией общественного сознания, желания во всем "делать вид" - казаться, выглядеть, а не быть и не являться.

Некогда монашеские обители и их святые отцы завели определенный строй богослужения на протяжении дня, совершая разные чинопоследования в свое время: утреню - рано утром, потом часы в свое время, вечером вечерню, после трапезы - повечерие, ночью - полунощницу и так далее. Монахи жили вместе в монастыре, трудились каждый на своем поприще, и в определенное время могли сходиться вместе на молитву, да так, что она могла совершаться почти непрестанно. Замечательно - так и появлялись у монастырей свои уставы. Затем такой чин богослужения, как и вся монашеская жизнь, стали восприниматься и вне пределов монастырей среди христиан как образец и правило: всему этому нужно как-то подражать и "в миру". Прекрасно, отличная идея! Но все же очевидно, что подражать нужно в меру, принимая во внимания контекст и имеющиеся условия. Вне монастыря можно ориентироваться на монастырь, но из всего мира нельзя механически сделать монастырь. Этого-то почему-то у нас и не очень учли, и восторжествовала другая, можно сказать, горделивая точка зрения: "мы будем делать вид, что исполняем полностью монашеский устав, и тем самым свидетельствовать, что мы верны древним святым отцам-монахам". Послужить "всенощное бдение", которое совершалось всю ночь с вечера до утра - пожалуйста, за полтора часа вечером. Послужить часы - пожалуйста, за 20 минут утром и 3 час, и 6 час, и еще можно добавить.

Сегодня в защиту такой практики остаются только совершенно нецерковные аргументы: "так привычно, так сложилось", или "так практично и удобнее, чтобы сэкономить время и силы и ничего по сути не менять". Наша церковь, к сожалению, боится хоть как-то соборно осмыслять свою жизнь, свои традиции и привычки, и пробуждение наступает очень медленно (кто боится за работу, кто за зарплату, кто за должность). Только очень вяло на каких-то приходах стали, слава Богу, совершать литургию преждеосвященных даров, которая по сути является вечерней, вечером. Жаль, что аргументы в пользу этого в основном строятся только лишь по принципу "так удобнее прихожанам приходить после работы". Этого не хватает: по такой логике можно совершать вечерню и в 6 утра. Почему-то все еще не стало принятым и весомым апеллировать к смыслу и к духу богослужения и церковного устава, что, может быть, важнее чисто практических соображений.

Так вот, даже из практических соображений в праздник Благовещения можно приблизиться к исполнению устава и к смыслу церковной молитвы. Вечером накануне вместо длинного "всенощного бдения", которое все равно никакое не "всенощное", можно совершить только великое повечерие. Или только великую вечерню, особенно если есть желание послушать праздничные паремии и поразмышлять над ними. Утром следующего дня можно совершить только утреню и никуда не торопиться, а уже вечером совершить уставную вечерню с литургией Иоанна Златоуста. Как и с литургией преждеосвященных даров, вопрос евхаристического поста уже был решен Синодом (6 часов), и собираться прихожанам после работы на праздничную литургию в будний день все же легче, чем утром.