Церковная жизнь - это наше обучение и научение жизни по Духу (Гал 5:25): от первичного принятия и усвоения возвещенной Истины до углубления в нее и претворения в жизнь. Это путь от "младенца во Христе", "питающегося молоком" (1 Кор 3:1-2), до возрастания в полноту возраста Христова (Еф 4:13), когда возможно усваивать и "твердую пищу". Потому жизнь в Церкви - это постоянное возрастание, становление, движение вперед, причем не только индивидуальное и личное, но прежде всего общее и совместное - в пространстве единой жизни духовной семьи, каждый член который воспринял свое усыновление Богу-Отцу во Христе (Рим 8:14-16). Обучение Любви происходит во исполнение центральной двуединой заповеди: "возлюби Бога всем сердцем своим...", и "возлюби ближнего своего как самого себя" (Мф 22:37-39). Обучение духовной Свободе дополняет: "стойте в Свободе, которую даровал нам Христос" (Гал 5:1). Обучение Любви и Свободе происходит по трем направлениям: в вере (неразрывно связанной с доверием), в молитве (неразрывно связанной с общением) и жизни (неразрывно связанной с практическими делами). Это обучение затрагивает всецело всего человека: его дух, его душу и его тело, его разум и его волю. Научение Любви в пределе своем имеет жертвенное отдание себя и своей жизни Богу и ближним, подобно Распятию, научение же Свободе - творческое созидание и деятельное участие в домостроительстве Божьем, подобно творению Мира и Церкви (1 Пет 2:5). Все это связано с восстановлением образа Божьего в человеке и уподобление Богу, во исполнение первичного замысла сотворения человека.
Научение всему этому внутри Церкви позволяет всем ее чадам возрастать в ту меру, в которой им возможно быть для всего мира светом и для земли - солью (Мф 5:13-14), то есть участвовать в спасении падшего мироздания, продолжая служение Христа в нем.
Все церковное предание как раз и направлено на то, чтобы передать накопившийся опыт или, выражаясь современных языком, методики научения и обучения человека Любви и Свободе. И вот, то ли к сожалению, то ли к счастью, такой накопившийся опыт в Православной церкви представляет собой своего рода сундук с хаотичным нагромождением разного рода вещей. Не правы те, кто называет используемые в конкретный исторический период церковные практики и привычки какой-то идеально "сложившейся системой". Нет, история церкви - сложна и нередко трагична, и далеко не все в ней само собой складывается наилучшим образом. Часто и лучшие вещи и практики остаются "под спудом", в то время как худшие, но простые и понятные, оказываются востребованными. Например, так можно сказать про клериликализацию, разделение верующих на мирян и "жрецов", отсюда - пассивное участие (или неучастие) народа в богослужении; использование "сакральных языков"; сведение всего к внешней форме, к обряду; небрежение смыслом, научением, индивидуализм. И прочее: все то, что уводит церковь к практикам и опыту более Ветхого Завета, а то и даже язычества. Все это приводит к тому, что церковь почти перестает быть школой Любви и Свободы, то есть оказывается не вполне верна своему призванию, при этом сохраняя свои внешние формальные атрибуты, из-за чего многие входят в соблазн думать, что все хорошо, как надо и по-другому нельзя. Надо все же честно признать, что церковь в ее современном состоянии, к сожалению, нередко сводится к школе не Любви и Свободы, а смирения и страха, причем чаще всего искаженно, по-мирскому понимаемого смирения и страха. Поэтому во многих храмах задаешься вопросом: а где же тут Христос, а где же община его учеников, где общая жизнь, которую он заповедовал иметь в Нем, где Любовь и Свобода? Множество незнакомых или малознакомых людей приходят в "место культа", выслушивают молитвы, звучащие как мантры, которые специально выделенные жрецы и хор исполняют в рамках ритуала, падают ниц перед высшими силами, просят у них прощения, просят что-то себе и для себя, получают освященное жрецами вещество, расходятся по своим домам и живут обычной жизнью, как и все люди. Чем же это принципиально отличается от любых других религий?
Видимо, после попытки уничтожить древнюю Церковь извне, "князь мира сего" (Ин 14:30) направил усилия на разрушение ее изнутри. Так, накопленные в опыте церкви практики и обычаи комбинируются таким образом, чтобы извратить саму их суть, в то время как внешне они остаются как бы те же "драгоценными жемчужинами" Предания. Отсюда возникают обманутые иллюзией и неразобравшиеся в сути "ревнители Православия", движимые пафосом защиты веры, а в действительности оказывающиеся на стороне зла. Так они воюют со всеми проявлениями свободы, творчества, с любыми важными и нужными изменениями в церкви, направленными на то, чтобы она оставалась верна своему призванию, чтобы была школой Любви и Свободы, была носителем духа, смысла, света Христова, в наше время, в наших обстоятельствах и с нашими людьми. А начальствующие в церкви, если и не сами прямо борются с благотворными и нужными изменениями, то идут на всевозможные уступки "ревнителям" "ради мира церковного", и так упорствует в церкви начало тьмы.
Так, церковнославянский язык, будучи изначально проводником разумения, смысла и познания для славянских народов своего времени, стал теперь проводником обрядоверия, раздвоенной жизни, бессмыслицы и всего подобного. Русскому же языку, который теперь может стать проводником разумения, смысла и познания, объявлена война, потому что многие не разобрались, что сущностное предание - не в сакральном языке, а в родном языке, в языке понимания, который становится сакральным в молитве. Для кого-то же формы красоты в их субъективном восприятии (язык, обряд и т.п.), будучи от Бога, абсолютизируются и становится идолами. Также, например, разнообразные практики монашеского благочестия, будучи локальным опытом определенных людей, принимаются почти без рассуждения: здесь можно вспомнить и закрытый от народа алтарь, и индивидуализм в церковной молитве и жизни, и формальное следование Типикону вопреки сути (служение всенощных бдений вечером за два часа и т.д.). Также и сама приходская система храмов и многое другое. Так и во всем церковном Предании: везде нужно разбираться, спокойно, рассудительно, компетентно и внимательно, во многом совете, прислушиваясь к веянию Духа, выявляя главное, проверяя на верность Христову Евангелию, и делать все для того, чтобы Церковь могла становиться для людей полноценной школой Любви и Свободы, в наше время и в наших обстоятельствах, с нашими людьми, чего бы это ни стоило. Это может показаться страшным, можно найти множество поводов для неуверенности и множество оправданий, чтобы "отложить до лучших времен", которые, конечно, никогда не настанут. Но все же не зря для верующего "все возможно" (Мк 9:23), и что невозможно человеку, возможно Богу (Мк 10:27), и если предпринять усилия ради самого важного и пойти на риск ради Бога и Его Любви, то и Господь не оставит без помощи.