Клуб ревнителей литургического возрождения

Введение во храм

Почему столь апокрифическая и, кажется, с буквально-исторической точки зрения невозможная история с введением Богородицы во храм, во "святая святых", всё-таки была принята Церковью и даже возведена в ранг двунадесятого праздника? В этом, наверное, есть особый промысел Божий, призванный через такой сюжет напомнить христианам об одной очень важной вещи, о которой мы постоянно забываем.

Маленькая девочка Мария может войти во "святая святых" храма только потому, что впредь "святая святых", Христа, она сможет воспринять и принять внутрь себя. И сама Богородица впредь станет храмом, то есть местом пребывания Бога. Так, в новозаветной Церкви, в христианстве, храм - это больше не место, не пространство, не здание, а сам человек, и "святая святых" - внутри него, что так живо показывает Таинство Причащения. "Разве не знаете, что вы храм Божий, и Дух Божий живет в вас?" (1 Кор 3:16). И не просто один человек, а все собрание Церкви Христовой: "и сами, как живые камни, устрояйте из себя дом духовный, священство святое" (1 Пет 2:5). "Итак вы уже не чужие и не пришельцы, но сограждане святым и свои Богу, быв утверждены на основании Апостолов и пророков, имея Самого Иисуса Христа краеугольным камнем, на котором все здание, слагаясь стройно, возрастает в святый храм в Господе, на котором и вы Духом устрояетесь в жилище Божие." (Еф 2:19-22). Но для того, чтобы стать таким храмом, нужно уподобиться Марии: необходимо отдать всю свою жизнь и всего себя в духовную жертву Богу, быть Ему всегда и во всём верным и послушным. "Поверь Мне, что наступает время, когда и не на горе сей, и не в Иерусалиме будете поклоняться Отцу... Настанет время, и настало уже, когда истинные поклонники будут поклоняться Отцу в духе и истине, ибо таких поклонников Отец ищет Себе" (Ин 4:21, 23). "Иисус сказал: разрушьте храм сей, и Я в три дня воздвигну его... А Он говорил о храме тела Своего" (2:19, 21). "Вы — тело Христово, а порознь — члены" (1 Кор 12:27).

В эпоху Нового Завета не вокруг рукотворенных храмов строится жизнь Церкви, а вокруг верных Богу через Христа людей и вместе с ними. Везде, где собирается сама Церковь, верные Христу - там и Сам Христос посреди, и Дух Святой обитает. Первично собрание конкретных людей, а здание, окружающее пространство - вторично. Потому и богослужение в христианстве - не просто обряд и ритуал, а символ и осмысление самой жизни, спасаемой, освящаемой и преображаемой.