Свидетельства литургического возрождения

Дмитрий

В нашем храме уже несколько лет практикуются богослужения, которые позволяют прихожанам, да и священству, глубже воспринять свою веру. В частности перенос утрени на утро, с чтением вслух светильничных молитв, которые вставляются на ектенье или каноне например, дает понять смысл утрени как утрени. И служить ее вечером, кажется дикостью после этого. Также мы стали опускать шестой час перед литургией, потому что служим ее в 8-9 утра. Ну и самое главное литургия. В первую очередь открытые царские врата, как минимум для того, чтобы прихожане могли видеть, что происходит в алтаре, и конечно, чтобы не было ощущения разделения духовенства и мирян. Во время чтения Апостола каждения нет, так как его мы перенесли на пение аллилуйя. Во-первых, это не мешает слушать, что говорит Апостол, Во-вторых, когда аллилуйя поют протяжно, чтобы настоятель успел покадить, начинаешь понимать смысл этого литургического акта. Хвала Богу, совмещается с каждением и дым ладана возносит нашу молитву к небесам. После Евангелия обязательно проповедь, так как через это , слово Божие, услышанное сегодня, обретает для нас полноту. Конечно, Евангелие, Апостол, как и многие молитвы, читаются на русском языке. Для многих людей на приходе это стало радостным открытием,так как по их же словам, стало гораздо понятнее, что читается и что вообще происходит. Далее, после Херувимской, идет ектенья, а за ней целования мира. Священник целует дары, принимая этим от Христа мир, и поворачиваясь лицом к народу, приветствует собрание словами- Христос посреди нас. На что собрание отвечает и есть и будет. Затем все приветствуют этими словами друг друга, мужчины мужчин, женщины женщин. Этот акт, к сожалению, забытый многими, открывает литургию, именно как служение, собранных во Христе, людей. Потому что Христос Сам присутствует среди нас и являет нам Свою любовь. И наверное очень трудно, ощущая это, удерживать какое-либо зло на своего ближнего, очень трудно воспринимать стоящего рядом христианина, как чужого, ибо Христос делает нас братьями и сёстрами. После чтения всем собранием Символа Веры, начинается евхаристический канон, молитвы которого конечно же, читается вслух. Сначала молитва благодарения, затем вспоминая спасительную жертву, для нас словно открываются двери, вводящие в сионскую горницу, в которой совершается трапеза Господня. (Это переживание). И после молитвы о призывании Святого Духа, собрание троекратно отвечает аминь. Причастие тоже происходит при открытых вратах, даже когда причащается священник. Затем причащаются миряне. За последние три года, в евхаристии стало принимать участие до 95%прихожан. Евхаристия потихоньку становится общим делом, что могу сказать достоверно.