Клуб ревнителей литургического возрождения

Диакониссы и суть диаконического служения

Многих предыдущим постом очень задел разговор о чине диаконисс. Действительно, в неделю жен-мироносиц - самое время поразмышлять над этим. Уже апостол Павел упоминает о диакониссе Фиве в послании к Римлянам (16:1-2): "Представляю вам Фиву, сестру нашу, диакониссу церкви Кенхрейской. Примите ее для Господа, как прилично святым, и помогите ей, в чем она будет иметь нужду у вас, ибо и она была помощницею многим и мне самому." Здесь апостол говорит самое важное: суть диаконического служения - помогать старшим (апостолам, пресвитерам, епископам). Не зря в воскресенье в неделю жен-мироносиц на литургии читается Деян 6:1-7, где говорится о поставлении первых диаконов в Церкви. Когда апостолы перестали справляться с попечением об иерусалимской общине, сильно возросшей количественно, они решили избрать себе помощников, "исполненных Духа и мудрости", чтобы самим иметь больше возможностей для служения Слова. Причем имело место именно "хиротония" в своем первоначальном значении: избрание на особое ответственное служение в общине через выбор самой общины. Куда позже "хиротонию" стали воспринимать как "посвящение в ступень священства" с изменением природы посвящаемого и т.д.

Избранные диаконы как особо ответственные и благочестивые члены общины помогали старшим в общине (епископам, пресвитерам и т.д.) прежде всего во "внешних" делах и вопросах, в то время как те могли заниматься по своему дару более "внутренними" задачами. Если старшие проповедовали, учили, наставляли, осуществляли общее духовное руководство общиной, выпрямляя ее путь к исполнению воли Божией, то диаконы были буквально "слугами" общины, заботясь о всех ее членах прежде всего с материальной стороны: чтобы ни о ком не забыли, чтобы никто не бедствовал, не голодал, не терпел никаких лишений и т.д. Диаконы как бы помогали собирать общину, были своего рода "руками" старших, вплоть до того, чтобы следить за порядком во время богослужений, в нужный момент закрывать дверь и т.д. Диаконы своим служением помогали соединять в единство богослужение с жизнью и жизнь с богослужением, предстоятеля с общиной, и общину и предстоятелем. Какие огромные у нас с этим сегодня проблемы - и говорить нечего. Сщмч. Игнатий Богоносец даже пишет, что "дьяконам, сладчайшим мне, вверено служение Иисуса Христа". Их служение строится по образу того, как Сам Христос омыл ноги ученикам.

Без возрождения такого изначального, подлинного смысла диаконата в противоположность современной, по сути извращенной, "декоративной" богослужебной его функции - и в возрождении чина диаконисс нет смысла. Но вот как раз возрождение этого чина может способствовать возрождению диаконата: не как громкого баса и интенсивного кадила, а как служения заботы и любви в общине. С этим проблемы сегодня колоссальные. И кто, как не сестры, могут знать в этом толк и подать пример остальным? Нужно только немного доверия. Ведь когда-то и жены-мироносицы подали пример прочим ученикам: показали им, что значит любовь, забота и верность до конца, когда те в страхе и ужасе прятались по домам, не веря никому и ничему: "и укорял их за их неверие и упрямство их сердец, что не поверили они тем, которые видели Его восставшим из гроба".

Препоподобномученица Елизавета Федоровна писала в 1910 году о задачах сестер-диаконисс Марфо-Мариинской обители милосердия: "[нужно] одних посетить на местах их жительства, чтобы воочию увидеть размер нужды и определить потребную помощь, других лечить и кормить, третьих спасать из той ужасной обстановки, среди которой они очутились, дабы дать возможность нравственно окрепнуть и поучиться элементарной грамотности и тому, что должно знать каждому православному христианину. Приходя с посильной помощью этой нужде, обитель постепенно открывала и расширяла служение больничное, школьное и миссионерское, если позволительно так выразиться, разумея под ним то служение святой Церкви, которое несут сестры при посещении домов... не ради лицезрения чужой бедности, иногда вопиющей и ужасной, а ради желания утешить и обласкать чем можно по-братски, по-христиански бедного, больного и беспомощного ради примера святых жен-мироносиц и святых подвижниц-диаконисс, которые сами шли к страждущим и заблуждающимся, неся им радость святого благовестия… В одной только Москве насчитывается до 100 тысяч семейств бедняков и до 40 тысяч детей, нуждающихся в общественном призрении… Поэтому посещение сестер принимает само собой характер внутренней миссии, на каковую сестры и посвятили себя, произнесши обеты служения Господу и святой Церкви, ибо, нашедши погибающую душу, послужить спасению ее есть великое дело христианского милосердия и истинный образ ее»"