Клуб ревнителей литургического возрождения

Церковь - "больница"?

Сегодня широко распространено понимание Церкви как больницы, лечебницы, в которой все больные и все проходят лечение. Такой образ, конечно, прежде всего апологетический: он, с одной стороны, обращен к тем, кто не хочет идти в церковь, а с другой - объясняет наличие греха в церковных границах. Но, с другой стороны, он очевидно понимается слишком поверхностно и однобоко. Да, этот образ - очень древний, но в Церкви первых веков он был совсем не центральным, а скорее дополнительным. Изначально в центре были образы Церкви как Тела Христова, как нового Народа Божьего, как воинства Христова.

Самое главное, что образ Церкви как лечебницы обращён прежде всего к внешним по отношению к ней. Уже сам Христос, когда говорит о том, что "не здоровые имеют нужду во враче, но больные", обращается к "внешним", прежде всего к фарисеям, а не к ученикам. Но что здесь самое важное? Человек, когда приходит ко Христу, исцеляется. Именно от этом чаще всего забывают! Церковь - лечебница прежде всего для тех, кто вне её, а внутри церковных границ люди уже исцелены, потому что уже приняли Христа. Иначе какой смысл в больнице, во враче, который толком и не излечивает?

Если Церковь - всецелая больница, то кому захочется все время находится в больнице? Туда нужно наведываться только время от времени, а лучше вообще как можно реже. Разве не так получился термин "миряне": те, кто мирские и живут в мире, но "захаживают" в храм? Или же болезнь неизлечима, и человеку нужно это принять, что даже Христос не может ее вылечить, и потому остаётся только "лечить симптомы" и облегчать течение болезни?

Все это не годится. Получается, что вопрос веры в Церковь - это и вопрос веры во Христа, насколько Он может исцелить приходящего к Нему? Если ограничиться тем, что Церковь - это собрание кающихся грешников, то получается, что Христос не может спасти от греха, а может только дать временное послабление, выражающееся в покаянии, понимаемом как сожаление? "Кающийся грешник" - такого состояния как постоянного просто не может быть, это противоречие в терминах. Покание - это обращение к Богу. Если грешник кается, то он обращается к Богу, а значит и перестает быть грешником, ибо обращенность к Богу - не просто "мысли о Боге", и покаяние - не просто сожаление, а целостный разворот, отказ от греха и переход на путь правды.

На самом деле Церковь - это не всецелая больница, но в ней есть своего рода "больничный отдел". Именно туда принимают кающихся грешников, которые хотят освободиться от своих болезней и жить в Церкви уже как в святом Народе Божьем. Этот "больничный отдел" - это отдел катехизации. Именно там происходит духовное лечение, есть "врачи", "медсёстры", "диагнозы", "курсы лечения". Именно сюда приходят люди извне, в то время как ворота Церкви как Тела Христова для них ещё закрыты. Это и есть нормальная, здоровая организация церковной жизни, которую мы потеряли. Катехизация - это и есть лечение в Церкви, это сложный, разносторонний и, самое главное, длительный процесс. Отсюда понятно, почему наши 1-2 лекции перед Крещением - это нелепая пародия на катехизацию. Настоящая катехизация должна быть длительной, всецелой, личностной и неформальной, так, чтобы в ее процессе и по её завершении человек при помощи катехизаторов и других членов Церкви воспринял всецелое исцеление от Бога. Это не значит, что человек после этого выходит абсолютно здоровым (так не бывает и в обычных больницах), но главные, сущностные болезни вылечиваются, а оставшиеся, не столь существенные недомогания преодолеваются уже известными способами и по ходу дела.

В этом большая проблема, что церковь перестала лечить людей, что слишком многие в церкви не имеют этого опыта исцеления, как и опыта длительной катехизации. Из-за этого смысл таинств, прежде всего Крещения и Евхаристии, существенно искажается. Вместо того, чтобы быть опытом Смерти и Воскресения со Христом, опытом единства во Святом Духе со Христос Воскресшим, они воспринимаются как индивидуальные обряды по раздаче благодатной энергии. Многое в церкви оказывается не на своих местах, в отрыве от своего смысла, и потому на первый план выходят вещи второстепенные и маловажные. Церковь уподобилась плохой больнице, в которой есть много всего: много таблеток, много инструментов, много теоретических учебников и т.д., - но никто толком не знает, как всем этим эффективно пользоваться. В итоге получается, что люди годами получают хаотичное лечение и не излечиваются, а потому не обретают вдохновения и целостной жизни во Христе. И всё это является нашей общей, человеческой ответственностью, плодом нашей жизни жизни и жизни наших отцов.

Древняя Церковь хорошо знала, что в процессе катехизации действует прежде всего Сам Христос и Святой Дух непосредственно, потому что именно Бог находит потерянную овцу, именно Он принимает кающегося грешника, именно Он даёт исцеление. Как раз такое непосредственное видение чудесного действия Божьего, как и опыт прямого соработничества с Ним, и являлось для Церкви первичным источником вдохновения, ибо именно здесь исполняется и совершается главное, завещанное Церкви Христом: "итак, идите и сделайте учениками все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа, научая их соблюдать все, что Я заповедал вам. И вот, Я с вами во все дни до скончания века". (Мф 28:19-20)