Клуб ревнителей литургического возрождения

Принцип богослужения

Богослужение нашей церкви должно вновь обрести свою действенную силу и глубинный смысл. В нём сокрыта необычайная глубина - но она не там, где может показаться. Она не в буквах, не в формах, обрядах и традициях, а глубже - в самом принципе, в самой направленности, в самом опыте знания Бога и настоящего общения с Ним "изнутри" избранного им Народа.

Вернёмся к истокам. Авраам вступил в общение и отношения с Богом. Воспоминая это, он молился невидимому Богу. Народ Израильский стал свидетелем чудес Божьих и необычайного путешествия с Ним в Землю Обетованную, получил от Него Закон. Вспоминая это потом, он молился невидимому Богу. Когда память начала ослабевать, вера угасала - и народ постепенно уходил на путь грехов или обращал свою молитву в формальную традицию: всё сводилось к повторению ритуала. Приходили пророки и напоминали, что Бог - Живой, Он рядом, здесь и сейчас.

Затем явился Сам Иисус Христос, воплощённый Сын Божий, дабы в полноте вернуть людей к общению с Отцом, открыв его личностно через Себя. Ученики Его были свидетелями всем Его словам, чудесам, Распятию и Его Воскресению из мёртвых. Впоследствии, вспоминая всё это, они молились невидимому Богу, Которого они уже очень хорошо знали и понимали: и Христос был с ними и посредине них, являясь в Духе Святом - это была реальность их общей жизни как собранной общины его учеников, как детей одного Отца во Христе. И это свидетельство, это открытое им знание Бога они передавали всем: и сила их вдохновения и веры заражала, приобщала к такой же жизни тех, кто откликался умом и сердцем.

Прошли столетия, и память снова всё более и более угасала, как угасала и живая вера. Снова "фарисейская закваска" всё наследие нового Народа Божьего обращала во внешнюю традицию, в повторение череды ритуалов, форм и обрядов, которые стали самоценной ценностью. "Так правильно, а так неправильно"; "чтобы пришел Святой Дух надо сделать вот так". Христос и все чудесные события прошлого, казалось, были так далеки и неосязаемы, что представлялось лучшим сохранить всё внешнее, чтобы как-то в этом не потерять внутреннее, которое уже было сложно разобрать. Христианство становилось достоянием культуры, цивилизации, государства...

Многие начали восполнять фантазией, кто во что горазд, в чём спасение, в чём утешать самих себя, полагаясь на свои интуитивные ощущения, психологические ожидания, культурные особенности. Соблюдение устава, каких-то предписаний культа, древних традиций, культурных ценностей; борьба со страстями; служение Родине; верность мнению большинства и сложившейся обстановке; эмоциональные ощущения и т.д. и т.п... Вещи хорошие, если на своём месте, если бы не становились самоцелью. В общем, все пользовались христианством, кто как хотел. А само Откровение за этим как-то уже началось теряться, как и терялась живая вера в живого Бога. Многим хотелось загнать Бога в одни определённые и понятные рамки, многим были более дороги свои представления о Боге, какой-то свой личный опыт, привычки, желания, чем Сам Живой Бог.

Всё это, конечно, отразилось на то, каким становилось богослужение и молитва. Исполнить установленный ритуал, устав, всё так, как положено - вот главная самоцель. Святой Дух теперь, почему-то, стал считаться чуть ли не рабом таких человеческих установлений. В этой неправде, в общем-то, сокрыт и отход огромных масс от Церкви.

Церковное же, христианское, православное отношение к богослужению можно было бы выразить так: "Мы собраны вместе в общину Христом и соединены любовью к Богу и ближнему, мы - родные братья и сёстры одного Отца, мы идём вместе по пути Христа, непрестанно исполняя волю Отца в спасении мира. Мы можем не совершать конкретно этот ритуал, не соблюдать этот устав и не исполнять положенного, и Церковь от этого не исчезнет, и вера не пострадает. Но мы хотим исполнять это и это таким образом, соблюдать такой ритуал, потому что это лучше всего выражает то, что мы хотим выразить. От избытка сердца говорят уста - и свой избыток мы выражаем таким образом. Мы делаем это сознательно и ответственно, не раболебствуя внешним формам. Мы необычайно ценим все переданное нам от наших наставников, отцов и христиан прошлого: ценим и принимаем эту традицию. Но относимся к ней трезво, понимая, что все оставались и остаются людьми своего времени и своей культуры. Когда же мы в общении с Богом почувствуем, что нам надо что-то делать как-то по-другому - мы тут же без проблем всё изменим. Главное - это действенная сила Духа и Истины нашего общения и нашей молитвы в открытости наших сердец ради Христа, что прообразует Царство Небесное, что действительно преобразит нас и мир".