Начнём с того, что этот чин - довольно позднее изобретение. Даже само распространённое название "мирянский" говорит об этой практике весьма унизительного позднего именования верных христиан. "Мирянский чин", конечно, продиктован необходимостью дать возможность людям совершать суточные богослужения своими силами без священника, при необходимости, согласно древней традиции. В то же время особенно на Руси-России всегда боялись разного рода "сектантства" и "раскольничества", то есть отделения людей от канонического церковного организма, их самозамыкания и гордыни. Ужасно боялись и какого-либо подрыва авторитета и власти рукоположенного священства (впрочем, боялись ещё с древнейших времён). А то вдруг решат, что можно вообще без пресвитеров и епископов жить и молиться. Что уж говорить: если народ не просвещён и не образован, и живой связи между клиром и народом нет - такие опасения обоснованы. Дошло даже до того, что после никоновских реформ даже "мирянский чин" перестали печатать и считать допустимым (вплоть до XX в.). Поэтому, в условиях такого недоверия, "мирянский чин" намеренно сделали более ущербным, чем традиционный. Грубо говоря, чтобы не забывали, что это неполноценное богослужение, а так, необходимость и попущение. Некоторые даже говорят, что "ни в коем случае" нельзя произносить то, что "мирянским чином" не предусмотрено - что это чуть ли не святотатство и большой грех.
Конечно, всё это имеет отношение только к специфической средневековой церковной педагогике, а не к подлинным богословским основаниям. Вот как раз никаких богословских оснований такому "мирянскому чину" нет. Более того, можно утверждать, что все богослужения суточного круга все верные христиане могут произносить в полном виде вместе с ектеньями и молитвами: в них нет ничего, что по смыслу и по духу было бы им недоступно. Только вместо священника это должен произносить старший на богослужении и чтецы.
Молитвы вечерни и утрени - это во многом просто переложения псалмов, которые может читать каждый; а молитвы в богослужении "часов" ничем от них принципиально не отличаются: однако там их даже по обычному чину произносит чтец. Молитву Господню все всегда используют в домашней молитве, а она оканчивается возгласом "Ибо Твои Царство...", что спокойно произносится любым христианином: чем же вдруг возгласы других молитв принципиально отличаются от этого, что их нужно заменять на однотипное "Молитвами отец..."? Почему призыв помолиться о мире, о церкви, о патриархе, о стране и т.п. в ектеньях нужно вдруг заменять однотипными "Господи помилуй", тем самым нивелируя эту молитву о действительно важном? Что же такого запретного и неблагоговейного может быть в том, что любой христианин может произнести "Благословен Бог наш во все дни" или "Слава святой... Троице" и т.п.? И к чему вообще так ущемлять и обеднять прекрасный чин богослужения, выработанный Церковью (даже ветхозаветной, ибо возглас "Благословен Бог..." известен ещё с тех времён)? Кроме того, чтобы на всякий случай принизить мирян в порыве порочного клерикализма и страхе недоверия - здесь нет ничего.
В богослужении рукоположение в сан, сакраментальное священство, имеет принципиальное значение только для совершения церковных Таинств: прежде всего Евхаристии. Хотя и здесь, конечно, могут быть оговорки: ибо по канонам в случае крайней необходимости "мирянин" может совершать даже таинство Крещения, а по источникам мы знаем, что Евхаристию могли совершать пророки и учителя, не имевшие никакого особенного рукоположения. Но, конечно, это уже другая сложная история...
Так что мы, православные, если хотим оставаться подлинно апостольской Церковью, давайте не будем отвергать, обесценивать и принижать слов апостола Петра, обращённых ко всем христианам: «Вы – род избранный, царственное священство, народ святой» (1 Пет 2:9; также см. Откр 5:10: «и соделал нас царями и священниками (иереями) Богу нашему»).