Клуб ревнителей литургического возрождения

Источник богослужения

Кто или что является источником богослужения, его формы и вида? Ответ на этот вопрос принципиально важен, ибо им определяется всё. Очень часто на этот вопрос отвечают абстрактно - "святая Церковь" вообще. То есть каким-то таинственным образом Церковь восприняла от Бога Откровение об определенном образе богослужения. Есть некий идеал, который исторически Церковью был усвоен, и теперь этот идеал - незыблемый закон, который все должны стремится исполнить. Таким образом, источником богослужения выступает некий божественный закон.

Но есть и другое видение, которое, как представляется, куда ближе к правде. Часто, слишком часто люди приписывали Богу свое, человеческое, в желании это прочно утвердить и обосновать. Каков, может быть, основной закон развития богослужения с определенного времени? От многообразия к единообразию. Многообразие форм и видов богослужения - это изначальная церковная ситуация. В дальнейшем, часто путём административного давления, насильственно, в угоду интересам церковной и госудерственной системе, приходило единобразие и унификация.

Так вот, изначальный источник богослужения - это не абстрактная Церковь, а вот это конкретное церковное собрание. Это собрание конкретных людей, братьев и сестер, собранных во Христе, в общину христиан. Они знают, что Христом они спасены и что Христос посреди них - и это первичнее всего! Сначала - само собрание людей вокруг и ради Христа, а потом все остальное. И затем это собрание от избытка сердца творит богослужение, которое выражает именно этот их личный избыток сердца. Понятно, что не на пустом месте, а преемственно какой-то традиции и в контексте других общин. Но важно то, что это собрание свободно, лично от себя молится: и прежде всего благодарит Бога. Поэтому первое богослужение - это Евхаристия (Благодарение, славословие Бога). Затем оно и слушает Бога через Св. Писание и проповедь, разбирается совместно в божественном Откровении. Затем оно и просит, и ходатайствует.

Поэтому, если источником богослужения является церковное собрание, то богослужение определяет избыток сердца всех и каждого: личное вдохновение и творчество всех, единство собрания во Христе, его церковность, т.е. открытость и соотнесенность со всем опытом церквей от самого начала, его разумность и мера служения Богу и друг другу. От всего этого зависит то, каким будет богослужение. Поэтому изначально в церкви всегда было много форм и видов богослужений, было множество местных традиций, более сотни видов анафор и т.д., и это никого не смущало. Да, это связано и с какими-то рисками, но какая свобода, какое творчество, какое подлинное качество жизни, какое христианство вообще - возможно без рисков? Для этого мы и живём вместе, для этого нам дан ум, терпение, дар общения, служения друг другу - чтобы по мере возможности помогать и исправлять друг друга.

Почему же и когда тогда здесь возник перелом? Главная проблема оказалась в границах церкви и ее огосударствлении. Когда вы объявляете, что границы церкви совпадают с границами общества и государства, вы тем самым подменяете, уничтожаете понятие церковного собрания, собранного во Христе. Размываются границы Церкви: в нее теперь ходят все, просто по факту рождения в определенном обществе, государстве и культуре (младенческое крещение всех тут помогло).

Если границы размываются, то и подлинного собрания больше нет. А если собрания нет, то оно больше не может творить богослужения, оно не может быть его источником. Остаётся только взять какой-то идеальный образец и закон богослужения (какой-нибудь типикон или сложившийся обычай), и только ему строго следовать, ничего не изменяя (только если священноначалие что-то скажет поменять, издав официальную бумагу).

А если вдруг какой-то священник придёт и начнёт делать что-то по другому, прочитав какие-то хорошие книги по истории литургии, его просто не поймут и скажут, что он нарушает "церковные каноны", "божественный закон богослужения святой Церкви" как "обновленец", "модернист" и т.п. И на этом может все закончится. Это все очень понятно.

Поэтому всегда должно быть главное, и это должно быть ясно каждому: это собранное церковное собрание. Без него ничего не получится. Церковное собрание не случайных людей, а наученных в вере, собранных вокруг и ради Христа и Его служения, друг друга знающих и несущих друг за друга ответственность, спаянных в единую общину или братство. Только тогда, в совете с церковным опытом, традицией, с другими церковными собраниями, получится созидать богослужение в его первозданном виде.

Вообще, нужно, наконец, всем хорошо понять: в Церкви главное - не храм, не Литургия, не Евхаристия, не иерархия, ничто другое, а сама Церковь, то есть само церковное собрание братьев и сестер, собранных вокруг Христа, которое и есть Его святое Тело. Тогда все придет на своё место, тогда в центре нашей веры и жизни, надежды и любви будет именно Бог и Человек в своей мистической глубине. Тогда обретется, наконец, жизненная опора и глубинная правда христианства.

Да, теперь всегда будут люди, в силу ли исторической инерции или других причин, которые будут принципиально против этого. Люди, которые будут гнать, клеветать, оскорблять, унижать. Да, многое трудностей желающим жить благочестиво во Христе Иисусе. Но если есть собрание, Церковь, собранная ради Христа, то и врата ада не одолеют её - это и будет незыблемая опора, и радость, и укрепление, и надежда для всех, чтобы не происходило внешне. Ведь всё можно отобрать у нас и уничтожить, всего лишить, но всегда останемся только мы сами, братья и сёстры, сама Церковь, и наш Бог, в Котором мы, и ради Которого мы.