Апостольские Постановления, книга VIII, главы 5–15.
Editio Cotelerii Гл. 5. Наутро пусть посадят его
⁴⁵ прочие епископы на принадлежащее ему место, приветствовав его все целованием о Господе. И после чтения из закона и пророков, также из посланий наших
⁴⁶ и деяний и из Евангелий
⁴⁷, рукоположенный пусть приветствует церковь словами:
Благодать Господа нашего Иисуса Христа, и любовь Бога и Отца, и общение Святаго Духа со всеми вами (2Кор. 13, 13).
И все пусть отвечают:
И с духом твоим.
После же этого приветствия пусть он говорит к народу поучение; а по окончании им учительного слова
⁴⁸, (говорю я – Андрей, брат Петра), когда все встанут, диакон, взойдя на некоторое возвышение, должен возгласит:
Да никто из слушающих
⁴⁹; да никто из неверных.
И как только настанет тишина, он произносит:
Гл. 6. Помолитесь, оглашенные.
Все верные также пусть молятся со вниманием о них, говоря: Господи, помилуй. Диакон же продолжает о них, говоря:
Об оглашенных все усердно помолимся Богу, чтобы Он, благий и человеколюбивый, милостиво услышал молитвы их и призывания, и, приняв моление их, заступил их и дал им прошения сердец их на пользу, открыл им Евангелие Христа своего, просветил их и вразумил, научил их богопознанию, наставил их повелениям своим и уставам, внедрил в них чистый и спасительный страх свой, отверз уши сердец их, дабы они пребывали в законе Его день и ночь, и утвердил их в благочестии, присоединил и сопричислил их к святому своему стаду, сподобив их бани возрождения, одежды нетления и истинной жизни, – избавил их от всякого нечестия и не уступил места противнику их50, очистил их от всякой скверны плоти и духа (см. 2Кор. 7, 1), вселился и ходил в них через Христа Своего (см. 2Кор. 6, 16), благословил вхождения их и выхождения (см. Пс. 120, 8) и направил начинания их на пользу. Еще усердно (έκτενώς) помолимся о них, чтобы они, получив отпущение грехов через посвящение51, сподобились Святых Таин и пребывания со святыми. Встаньте, оглашенные. Просите мира у Бога, через Христа Его, мирного и безгрешного дня и всего времени жизни вашей, христианской себе кончины, милости и благоволения от Бога, отпущения грехов; передайте себя самих единому нерожденному Богу, через Христа Его. Наклонитесь и примите благословение.
На каждое из этих возглашений диакона народ, как мы прежде сказали, пусть говорит: Господи, помилуй, – и прежде всех дети52 . Когда же оглашенные наклонят головы, то рукоположенный епископ пусть благословит их таким благословением:
Боже Вседержитель, нерожденный и неприступный (единый истинный Бог, Бог и Отец Христа Твоего, Единородного Сына Твоего, Бог Утешителя)53 и Господь всего, через Христа поставивший учеников учителями для научения благочестию, сам и ныне призри на рабов твоих, оглашенных Евангелием Христа Твоего, и дай им сердце новое и дух правый обнови внутри их (см. Пс. 50, 12), чтобы знать им и совершать волю Твою в полноте сердца и с душевным желанием; сподоби их святого посвящения и присоедини их к Святой Твоей Церкви, и сделай причастниками Божественных Таин через Христа, надежду нашу, умершего за них, через которого Тебе слава и почитание, во Святом Духе, вовеки, аминь54.
После этого диакон пусть скажет:
Выйдите, оглашенные, в мире.
И, по выходе их, говорит:
Помолитесь, одержимые духами нечистыми. Усердно все помолимся о них, чтобы человеколюбивый Бог через Христа запретил нечистым и злым духам и избавил рабов своих от власти противника, – чтобы запретивший легиону бесов (см. Мк. 5, 9) и злоначальнику диаволу Сам и ныне запретил отступникам благочестия и избавил создания свои от действия его и очистил тех, которых сотворил с великой мудростию. Еще усердно помолимся о них: спаси и восстанови их, Боже, силой Твоею. Наклонитесь, одержимые, и примите благословение.
И епископ пусть молится, говоря:
Гл. 7. Связавший сильного и расхитивший все вещи его (см. Мф. 12, 29), давший нам власть наступать на змей и скорпионов, и на всю силу вражию (см. Лк. 10, 19), передавший нам человекоубийственного змия связанным, как воробья детям55, Ты, Которого всё страшится, трепеща перед лицом силы Твоей, свергший его56, как молнию с неба на землю, свержением не с одного места на другое, но от чести в бесчестие, за добровольную злобу его, – Ты, Которого взор иссушает бездны, Которого угроза расплавляет горы, и истина пребывает вовек, Которого восхваляют младенцы и благословляют грудные дети, Которого воспевают и Которому кланяются Ангелы, – призирающий на землю и делающий, что она трясется, прикасающийся к горам, и они дымятся, – запрещающий морю и иссушающий его, и самые реки все опустошающий, Которому облака – прах ног Его, – Ты, ходящий по морю как по суше57, Единородный, Боже, Сын великого Отца, запрети злым духам и избавь творения рук Твоих от действия враждебного духа, ибо Тебе слава, честь и почитание, и через Тебя Твоему Отцу, во Святом Духе, вовеки, аминь58.
Затем диакон говорит:
Выйдите, одержимые.
И, по выходе их, он возглашает:
Помолитесь, просвещаемые59. Усердно, все верные, помолимся о них, чтобы Господь сподобил их, по посвящении в смерть Христову, воскреснуть вместе с Ним (см. Рим. 6: 4–5) и сделаться общниками Царства Его и причастниками Таин Его, присоединил и сопричислил их к спасаемым в Святой Его Церкви. Еще усердно помолимся о них: спаси и восстанови их Твоею благодатью.
Запечатленные Богу через Христа Его, наклонившись, пусть благословляются от епископа таким благословением:
Гл. 8. Предрекший через святых Твоих пророков посвящаемым: омойтесь, будьте чистыми (см. Ис. 1, 16), и через Христа законоположивший духовное возрождение, Сам и ныне призри на крещаемых, и благослови их и освяти, и предуготовь сделаться достойными духовного Твоего дара и истинного усыновления, духовных Таин Твоих и сопричтения к спасаемым, через Христа Спасителя нашего, через Которого Тебе слава, честь и почитание, во Святом Духе, вовеки, аминь60.
Затем диакон пустъ говорит:
Выйдите, просвещаемые.
И после этого он возглашает:
Помолитесь, кающиеся. Усердно все помолимся о кающихся братиях наших, чтобы милосердый Бог показал им путь покаяния, принял их раскаяние и исповедание, и сокрушил сатану под ногами их вскоре (см. Рим. 16, 20), и избавил их от сети диавола и нападения бесов, охранил их от всякого непозволительного слова, и всякого непристойного дела и злого помысла, простил им все грехопадения их, вольные и невольные, истребил рукописание против них (см. Кол. 2, 14) и вписал их в книге жизни, очистил их от всякой скверны плоти и духа (см. 2Кор 7, 1) и соединил их, восстановив в святое свое стадо; так как сам Он знает состав наш. Ибо кто похвалится, что имеет чистое сердце? Или кто осмелится сказать, что он чист от греха (см. Притч. 20, 9)? Все мы подлежим наказаниям. Еще помолимся усерднее о них, – так как радость бывает на небе о каждом грешнике кающемся (см. Лк. 15, 7), – чтобы они, отвратившись всякого дела непозволительного, прилепились ко всякому делу доброму, дабы человеколюбивый Бог, вскоре приняв благосклонно моления их, возвратил им радость спасения и Духом владычественным утвердил их (см. Пс. 50, 14), чтобы более не колебались стопы их, но чтобы они сделались общниками святых его святынь и причастниками божественных тайн, дабы, оказавшись достойными усыновления, получили вечную жизнь. Еще усердно все скажем о них: Господи, помилуй, спаси их, Боже, и восстанови милостию Твоею. Восставши перед Богом, через Христа Его, наклонитесь и примите благословение.
Потом епископ произносит следующую молитву:
Гл. 9. Вседержитель Боже вечный, Владыка всего, Создатель и Правитель всего, через Христа явивший человека украшением мира (κόσμου κόσμον) и давший ему врожденный и письменный закон, чтобы он жил по закону, как разумный, а согрешающему дающий в залог для покаяния благость Свою, – призри на приклонивших Тебе выю души и тела; ибо Ты хочешь не смерти грешника, но покаяния, чтобы он отвратился от лукавого пути своего и был жив (см. Иез. 34, 11). Ты принял покаяние ниневитян; Ты хочешь, чтобы все люди спаслись и достигли познания истины (см. 1Тим. 2, 4); Ты принял сына, расточившего имение свое в распутстве, по отеческому милосердию, за раскаяние. Сам прими и теперь раскаяние рабов твоих, – так как нет человека, который не согрешил бы перед Тобой (см. 4Цар. 8, 46); ибо, если Ты, Господи, будешь замечать беззакония, – Господи, кто устоит? Но у Тебя прощение (см. Пс. 129, 3), – и возврати их Святой Твоей Церкви в прежнем достоинстве и в чести, через Христа, Бога и Спасителя нашего, через Которого Тебе слава и поклонение, во Святом Духе, вовеки. Аминь.
И диакон пусть говорит:
Отпуст вам, кающиеся.
И присовокупляет:
Никто из не могущих да не входит61. Одни верные, приклоним колена. Помолимся Богу через Христа Его. Все прилежно будем просить Бога через Христа Его62. Гл. 10. О мире и благосостоянии мира и святых Церквей помолимся, чтобы Бог всегда даровал нам непрестанный и неотъемлемый мир Свой, чтобы сохранял нас провождающими жизнь в полноте добродетели по вере. О Святой Вселенской и Апостольской Церкви, от концов до концов сущей, помолимся, чтобы Господь соблюдал и сохранял ее непотрясаемой и непоколебимой до кончины века, основанной на камне (см. Мф. 7, 15). И о здешней святой области63 помолимся, чтобы Господь всего сподобил нас неослабно стремиться к пренебесной Его надежде и воздавать Ему непрестанный долг моления. О всём поднебесном епископстве, верно преподающих слово истины Твоей (см. 2Тим. 2, 15), помолимся (и о епископе нашем Иакове и областях его помолимся; об епископе нашем Клименте и областях его помолимся; о епископе нашем Еводие и областях его помолимся)64, чтобы милосердый Бог даровал их святым Церквам своим здравыми, честными, долгоденствующими и ниспослал им почтенную старость в благоверии и праведности. И о пресвитерах наших помолимся, чтобы Господь избавил их от всякого непристойного и лукавого дела и ниспослал им пресвитерствоват во здравии и с честью. О всём во Христе диаконстве и служительстве65 помолимся, чтобы Господь ниспослал им служить безукоризненно. О чтецах, певцах, девствующих, вдовствующих и сиротах помолимся. О живущих в супружестве и чадородии помолимся, чтобы Господь помиловал всех их. О евнухах, праведно шествующих66, помолимся; о подвизающихся в воздержании и благоговении помолимся. О приносящих плоды во Святой Церкви и делающих бедным милостыни помолимся, и о приносящих жертвы и начатки Господу Богу нашему помолимся, чтобы всеблагий Бог вознаградил их пренебесными своими дарами и воздал им в настоящем во сто крат (см. Мф. 19, 29), и в будущем жизнь вечную, и даровал им вместо временного – вечное, вместо земного – небесное. О новопросвященных братиях наших помолимся, чтобы Господь укрепил их и утвердил. О страждущих в болезни братиях наших помолимся, чтобы Господь избавил их от всякой болезни и всякой немощи и возвратил их Святой Своей Церкви здоровыми. О плавающих и путешествующих помолимся; о находящихся в рудокопнях, и в ссылках, и в темницах, и в узах, за имя Господне, помолимся; об изнуряемых тяжким рабством помолимся; о врагах и ненавидящих нас помолимся; о гонящих нас за имя Господне помолимся, чтобы Господь, укротив ярость их, рассеял гнев их против нас. О внешних и заблудших помолимся67, чтобы Господь обратил их. Младенцев Церкви помянем, чтобы Господь, усовершив их в страхе Своем, привел их в меру возраста. Друг о друге помолимся, чтобы Господь соблюдал и сохранял нас своею благодатью до конца и избавил нас от лукавого и от всех соблазнов (со стороны людей), делающих беззаконие, и спас в Царство Свое пренебесное. О всякой душе христианской помолимся. Спаси и восстанови нас, Боже, милостию Твоею. Встанем. Помолившись усердно, самих себя и друг друга предадим живому Богу через Христа Его68.
Затем пусть архиерей произнесет следующую молитву:
Гл. 11. Господи Вседержитель, – Вышний, в высоких живущий, – Святой, во святых почивающий, – Безначальный, Единовластительный (ἄναρχε, μόναρχε), преподавший нам через Христа проповедь ведения (γνώσεως) для познания нами славы Твоей и имени Твоего, которое Он открыл нам для разумения! Сам и теперь призри через Него на сие стадо Твое, и избавь его от всякого неведения и лукавого дела; и дай ему страхом бояться Тебя, и любовию любить Тебя, и благоговеть перед лицом славы Твоей. Будь благостен к ним, и милостив, и внимателен к молитвам их, и сохрани их неизменными, непорочными, безукоризненными, чтобы они были святы по телу и душе, не имея ни пятна, ни порока или чего-либо подобного (см. Еф. 5, 27), но были бы целостны, и никто из них не был бы поврежден или несовершен. Защитник, сильный, нелицеприятный! Будь заступником этого народа Твоего, который искупил Ты драгоценной кровью Христа Твоего69. Покровитель, помощник, попечитель, страж, стена крепчайшая, ограда безопасности, – так как никто не может похитить из руки Твоей (см. Ин. 10, 29), ибо нет другого Бога, как Ты, и в Тебе упование наше, – освяти их истиной Твоей; ибо слово Твое есть истина (см. Ин. 17, 17). Необольстимый, недоступный обману! Избавь их от всякой болезни и всякой немощи, всякого грехопадения, всякого навета и прельщения, от страха перед врагом, от стрелы, летящей днем, от язвы, ходящей во мраке (см. Пс. 90: 5–6), и сподоби их вечной жизни во Христе, Сыне Твоем, Единородном, Боге (τῷ Θεῷ) и Спасителе нашем, через Которого Тебе слава и почитание, во Святом Духе, теперь, и всегда, и во веки веков. Аминь.
После этого диакон говорит:
Будем внимательны.
Тогда епископ пусть приветствует Церковь и говорит:
Мир Божий со всеми вами.
А народ пусть отвечает:
И с духом твоим.
Затем диакон пусть скажет всем:
Приветствуйте друг друга целованием святым (см. Рим. 16, 16; 1Кор. 16, 20; 2Кор. 13, 12). И пусть приветствуют клирики епископа, миряне мужчины мирян, женщины женщин70 . Между тем дети пусть станут к амвону (βήματι) и при них пусть стоит иной диакон, чтобы они не производили беспорядка. Другие диаконы пусть обходят и смотрят за мужчинами и женщинами, чтобы не было никакого шума, и чтобы никто не кивал, не перешептывался или не дремал. Диаконы также пусть стоят при дверях (в отделение) мужчин, и иподиаконы при дверях женщин, чтобы никто не выходил, и во время возношения 71 дверь не отворялась, хотя бы пришел кто-нибудь из верных. Один из иподиаконов пусть подаст священнодействующим (τοῖς ἱερεύσι) омыт руки в знак чистоты посвященных Богу душ 72 .
(Постановление Иакова, брата Иоанна Зеведеева).
Гл. 12. И я, Иаков, брат Иоанна Зеведеева, сказываю, чтобы диакон тотчас говорил:
Да никто из оглашенных, да никто из слушающих, да никто из неверных, да никто из иноверных! Молившиеся первой молитвой, выйдите73. Матери, возьмите к себе детей. Да никто против кого-либо; да никто в лицемерии! Прямо (ὀρθοί) перед Господом стоя со страхом и трепетом, будем приносить74.
Когда всё это будет исполнено, диаконы должны принести потом дары епископу к жертвеннику75, а пресвитеры пусть станут по правую и по левую сторону епископа, как бы ученики, стоящие при учителе76. Два же диакона с той и другой стороны жертвенника пусть держат рипиду из тонких кожиц, или из павлиньих перьев, или из тонкого полотна, и тихо отгоняют ею маленьких летающих насекомых, чтобы они не попали в чаши (κύπελλα). Тогда архиерей, помолившись про себя вместе с священниками и облачившись в светлую одежду, пусть станет перед жертвенником и, сделав рукой на челе знамение креста77, пусть скажет в слух всех:
Благодать Вседержителя Бога, и любовь Господа нашего Иисуса Христа, и общение Святого Духа – со всеми вами.
И все согласно пусть скажут: и с духом твоим.
Архиерей: Γοрé ум78. И все: Имеем к Господу79.
Архиерей: Будем благодарить Господа. И все: Достойно и справедливо.
И архиерей пусть скажет:
Поистине достойно и справедливо прежде всего воспевать Тебя, истинно сущего Бога, существующего прежде всяких порождений, от Которого именуется всякое отечество на небе и на земле (см. Еф. 3, 15), единого нерожденного и безначального, не имеющего над собой ни царя, ни владыки, ни в чем не нуждающегося, Подателя всякого блага, высшего всякой причины и всякого происхождения, всегда одинакового и тождественного Себе, из Которого, как бы из некоего исходища, всё пришло к бытию80. Ты – безначальное ведение (γνῶσις), вечное видение, нерожденное слышание, ненаученная премудрость, первый по естеству, закон для бытия и превысший всякого числа, – всё из небытия в бытие приведший через Единородного Сына Твоего, а Его родивший прежде всех веков хотением и силой и благостию81, непосредственно, Сына Единородного, Бога Слово, Премудрость живую, Рожденного прежде всякого создания (см. Кол. 1, 15), Ангела великого совета Твоего (см. Ис. 9, 6), Архиерея Твоего (см. Евр. 8, 1), Царя и Господа всякого умственного и чувственного естества, Сущего прежде всего, через Которого всё; ибо Ты, вечный Боже, через Него сотворил всё, и через Него всё удостаиваешь надлежащего промышления, – так как через Кого даровал Ты бытие, через Того даруешь и благосостояние бытия, – Бог и Отец Единородного Сына Твоего, через Него, прежде всего, создавший Херувимов и Серафимов, Веки (αἰῶνας) и Воинства, Силы и Власти, Начала и Престолы, Архангелов и Ангелов и, после всего этого, сотворивший через Него этот видимый мир и всё, что в нем! Ты поставил небо, как кровлю, и раскинул его, как шатер (см. Ис. 40, 22; Пс. 103, 2), утвердил землю ни на чем, одной мыслию (см. Притч. 2, 19), соорудил твердь и устроил ночь и день; Ты извел свет из хранилищ и сокращением его наводишь тьму для успокоения движущихся в мире животных, – поставил на небе солнце для управления днем и луну для управления ночью (см. Быт. 1, 16) и начертал на небе хор звезд во славу величия Твоего; Ты сотворил воду для питья и омовения, живительный воздух для вдыхания и выдыхания, для произведения звука языком, ударяющим воздух, и для слышания, так как при содействии его слух воспринимает приражающуюся ему речь; Ты сотворил огонь для ослабления мрака, для удовлетворения нужд и для того, чтобы он согревал нас и светил нам; Ты отделил великое море от земли и устроил его приспособленным к плаванию, а землю сделал удобной для хождения, – то наполнил животными малыми и великими, а эту населил – кроткими и дикими, одел разными растениями, увенчал травами, украсил цветами и обогатил семенами; Ты сдержал бездну и очертил для нее широкое пространство – моря, полные соленых вод, но оградил ее пределами мельчайшего песка (см. Иер. 5, 22); то ветрами вздымаешь Ты ее до высоты гор, то расстилаешь ее как равнину, то приводишь в неистовство бурей, то укрощаешь тишью, чтобы едущим на кораблях пловцам она стала удобной для путешествия; Ты опоясал созданный Тобой через Христа мир реками, наводнил потоками, увлажил неиссякаемыми источниками и скрепил горами для прочности неподвижного пребывания грунта. Ты наполнил мир Твой и украсил его благовонными и целительными травами, животными многими и различными, сильными и слабейшими, ядомыми и рабочими, кроткими и дикими, – шипениями пресмыкающихся, криками разнообразных пернатых, круговращениями лет, числами месяцев и дней, переменами времен года и переходами дожденосных облаков – для произращения плодов, для поддержания животных, равновесия ветров, дующих, как им назначено Тобой (см. Иов 28, 25), и для размножения растений и трав. И не только мир создал Ты, но сотворил и гражданина мира (κοσμοπολίτην) – человека, явив его украшением мира (κόσμου κόσμον). Ты сказал Твоей Премудрости: Сотворим человека по образу Нашему и по подобию Нашему, и да владычествуют они над рыбами морскими и птицами небесными (Быт. 1, 26); посему и сотворил его из души бессмертной и тела разрушаемого, ту создав из небытия, а это из четырех стихий, и дал ему, по душе, способность разумно познавать, различать благочестие и нечестие, отмечать справедливое и несправедливое, а по телу даровал пятиорудное чувство и способность передвижения. Ты, Боже Вседержитель, через Христа насадил рай в Едеме на востоке, украсил его всякого рода съедобными произрастениями и в него, как в драгоценный дом, ввел человека; и хотя при самом сотворении человека Ты дал ему врожденный закон, чтобы он в себе самом и сам по себе имел семена богопознания, однако, введя его в сладостный рай, Ты предоставил ему власть пользоваться всем и запретил вкушать только одно – по надежде на лучшее, чтобы, если он соблюдет заповедь, получить ему за это в награду бессмертие. Когда же он пренебрег заповедь и вкусил от запрещенного плода, по обольщению змия и совету жены, Ты справедливо изгнал его из рая, но по благости не оставил его погибнуть совершенно, – он был Твое создание, – а, подчинив ему тварь, предоставил ему собственными трудами и усилиями снискивать себе пропитание, Сам же всё зарождая, вырощая и доводя до зрелости. Дав ему на малое время забыться, Ты с клятвой (см. Евр. 6 , 17) призвал его потом к возрождению (παλιγγενεσίαν); разрешив определение смерти, обетовал жизнь по (ἐξ) воскресении. Но это не всё: Ты расплодил потомков его до бесчисленного множества, и из них – тех, кто пребыл Тебе верен, прославил, отступивших же от Тебя наказал; так Ты принял жертву Авеля, как праведного, и отверг дар братоубийцы Каина, как нечестивца; таким же образом Ты принял Сифа, Еноса и преложил Еноха. Ты – всем людям создатель, и податель жизни, и исполнитель их нужд, и дарователь законов, и мздовоздаятель соблюдающим законы, и каратель их преступающим. Ты навел на мир Великий потоп за размножение нечествовавших, и избавил от потопа праведного Ноя в ковчеге с восемью душами (см. 1Пет. 3, 20), чтобы быть ему концом протекших и началом будущих поколений; Ты возжег страшный огонь на пятиградие содомское, обратил землю плодоносную в солончатую – за нечестие живущих на ней (см. Пс. 136, 34), и избавил от сожжения праведного Лота. Ты избавил Авраама от праотеческого нечестия, поставил его наследником мира и явил ему Христа Твоего; Ты рукоположил Мелхиседека в архиереи служения Тебе; Ты показал многострадального служителя Твоего Иова победителем зловиновника – змия; Ты сделал Исаака сыном обетования, Иакова – отцом двенадцати сынов, и его потомство размножил и ввел в Египет, в числе семидесяти пяти душ. Ты, Господи, не презрел Иосифа, но, в награду за целомудрие ради Тебя, дал ему власть над египтянами. Ты, Господи, изнуряемых египтянами евреев не презрел – по обетованиям, данным отцам их, но избавил, наказав египтян. И когда люди растлили естественный закон, и стали – то признавать тварь самобытной, то почитать ее более, чем должно, и приравнивать к Тебе, Богу всего, Ты не оставил их в заблуждении, но, явив святого служителя Твоего Моисея, дал через него, в помощь естественному, писаный закон и показал, что тварь есть Твое произведение, заблуждение же многобожия рассеял. Ты прославил Аарона и потомков его честью священства; наказал согрешивших евреев и помиловал обратившихся; покарал египтян десятью казнями; разделив море, перевел израильтян, а преследовавших их египтян погубил под водой; усладил деревом горькую воду, источил воду из утесистого камня, и дал – как дождь, манну с неба, перепелов – в пищу из воздуха, огненный столп ночью для освещения и облачный столп днем для осенения от зноя. Ты, назначив вождем Иисуса, истребил через него семь ханаанских народов, рассек Иордан, иссушил реки Ифамския82, низверг стены без орудий и руки человеческой (см. Нав. 6, 19). За всё Тебе слава, Владыка Вседержитель! Тебе поклоняются бесчисленные воинства Ангелов, Архангелов, Престолов, Господств, Начал, Властей, Сил, Воинств, Веков83, – Херувимы и шестикрылые Серафимы, двумя крылами закрывая ноги, двумя головы, а двумя летая (см. Ис. 6, 2) И, вместе с тысячами тысяч Архангелов и тьмами тем Ангелов, непрестанно и неумолчно вопиющими, говоря:
И весь народ вместе пусть скажет:
Свят, Свят, Свят Господь Саваоф; полны небо и земля славы Его (см. Ис. 6, 3); благословен вовеки. Аминь84.
Затем архиерей пусть говорит далее:
Свят Ты поистине и всесвят, Вышний и превозносимый вовеки! Свят и Единородный Сын Твой, Господь наш и Бог Иисус Христос, Который, во всём послужив Тебе, Богу Своему и Отцу, – в различном творении и соответственном промышлении, – не презрел погибающего рода человеческого, но после естественного закона, после законного увещания85, после пророческих обличений и ходатайств Ангельских, когда люди извратили вместе с положительным и естественный закон, забыли о потопе, о сожжении, о казнях египетских, об избиениях палестинских и готовы были почти уже совсем погибнуть все, Сам, волею Своею, благоволил: Создатель человека – сделаться человеком, законодатель – подзаконным, архиерей – жертвой, пастырь – овцой, и умилостивил Тебя, Своего Бога и Отца, примирил Тебя с миром и всех освободил от угрожавшего гнева, происшедши от Девы, происшедши во плоти – Он, Бог Слово, Сын возлюбленный, рожденный прежде всякого создания! – согласно с предсказанными Им о Себе пророчествами, от семени Давида и Авраама, из колена Иудина. Образующий всех рождающихся – Он был во чреве Девы; бесплотный – и воплотился; рожденный вневременно – родился во времени, жил свято и учил по закону, отгоняя от людей всякую болезнь и всякую немощь, совершая знамения и чудеса в народе, участвуя в пище, питье и сне – Он, Кто питает всех нуждающихся в пище и насыщает всё живущее по благоволению (см. Пс. 144: 15–16)! Он открыл имя Твое неведавшим его, прогнал неведение, возжег благочестие, исполнил волю Твою, совершил дело, которое Ты поручил Ему (см. Ин. 17, 4). И по совершении всего этого, быв схвачен руками беззаконных – лжеименных священников и архиереев и преступного народа, по предательству недуговавшего злобой, – много пострадав от них и подвергшись, по Твоему попущению, всякого рода бесчестию, быв предан игемону Пилату, судим – Сам Судия, и осужден – Спаситель, Он пригвожден был ко кресту – бесстрастный, умер – бессмертный по естеству, и был погребен – животворящий, чтобы избавить от страдания и освободить от смерти тех, для кого пришел, – расторгнуть узы диавола и избавить людей от его обольщения, – воскрес из мертвых в третий день и, пробыв сорок дней с учениками, вознесся на небеса и воссел одесную Тебя, Бога и Отца Своего86. Итак, воспоминая, что Он потерпел для нас, благодарим Тебя, Боже Вседержитель, – не сколько должны, но сколько можем, – и исполняем установление Его. Он в ту ночь, в которую предан был, взял хлеб святыми и непорочными Своими руками и, возведя взор к Тебе, Богу и Отцу Своему, преломил его и дал ученикам, сказав: сие таинство Нового Завета; приимите от него, ядите; сие есть Тело Мое, за многих ломимое, во оставление грехов. Также и чашу, растворив в ней вино водой и освятив, Он подал им, говоря: пейте из нее все; сие есть Кровь Моя, за многих изливаемая, во оставление грехов; творите это в Мое воспоминание, ибо всякий раз, когда вы едите хлеб сей и пьете эту чашу, смерть Мою возвещаете, доколе Я прииду87. Воспоминая таким образом Его страдание, и смерть, и воскресение из мертвых, и восшествие на небеса, и будущее второе Его пришествие, когда Он придет со славой и силой судить живых и мертвых и воздать каждому по делам его, приносим Тебе, Царю и Богу, по Его установлению, хлеб этот и чашу эту, благодаря Тебя через Него за то, что Ты сподобил нас предстать перед Тобой и священнодействовать Тебе, и молим Тебя, чтобы Ты милостиво призрел на предлежащие перед Тобой дары эти, Ты – вседовольный Боже, – и оказал благоволение к ним, в честь Христа Твоего, и ниспослал на жертву эту Святого Твоего Духа, свидетеля страданий Господа Иисуса, дабы Он явил (ἀποφήνη) хлеб этот Телом Христа Твоего и чашу эту Кровью Христа Твоего88, чтобы причастившиеся Его (αὐτοῦ) утвердились в благочестии, сподобились оставления грехов, избавились от диавола и его обольщения, исполнились Духа Святого, сделались достойными Христа Твоего, сподобились жизни вечной, по примирении Твоем с ними, Владыка Вседержитель! Еще молимся Тебе, Господи, и о Святой Церкви Твоей, от концов до концов сущей, которую приобрел Ты драгоценной Кровию Христа Твоего (см. Деян. 20, 28), чтобы Ты сохранил ее непотрясаемой и непоколебимой до кончины века, и о всём епископстве, верно преподающем слово истины (см. 2Тим. 2, 15). Еще просим Тебя и о моем – приносящего Тебе – ничтожестве и о всём пресвитерстве, о диаконах и всём клире, чтобы, умудрив всех их, Ты исполнил их Духа Святого. Еще просим Тебя, Господи, о царе и правительствующих89 и о всём воинстве, чтобы мирно было положение наше, дабы, в тишине и единомыслии проводя всё время жизни своей, мы прославляли Тебя через Иисуса Христа, надежду нашу. Еще приносим Тебе и за всех от века благоугодивших Тебе святых, патриархов, пророков, праведников, апостолов, мучеников, исповедников, епископов, пресвитеров, диаконов, иподиаконов, чтецов, певцов, девствовавших, вдовствовавших, мирян и всех90, чьи имена Сам Ты знаешь. Еще приносим Тебе за народ этот, чтобы Ты явил его, во славу Христа Твоего, царственным священством, народом святым (см. 1Пет. 11, 9), – за живущих в девстве и чистоте, за вдовствующих церкви, за находящихся в честном браке и чадородии, за младенцев народа Твоего, чтобы никого из нас не соделал Ты отверженным. Еще молим Тебя и о сем городе и живущих в нем, о находящихся в болезнях, в тяжком рабстве, о подвергшихся ссылке, лишению имуществ, о плавающих и путешествующих, чтобы был Ты защитником, помощником и заступником всех их. Еще молимся Тебе и о ненавидящих нас и гонящих нас за имя Твое, за внешних и заблудших, чтобы Ты обратил их ко благу и укротил ярость их. Еще молим Тебя и об оглашенных церкви, об удручаемых противником и о кающихся братиях наших, чтобы Ты тех усовершил в вере, других очистил от действия лукавого, а этих принял покаяние и простил и им и нам грехопадения наши. Еще приносим Тебе за благорастворение воздуха и изобилие плодов, чтобы, неоскудно наслаждаясь благами Твоими, мы непрестанно прославляли Тебя, дающего пищу всякой плоти (см. Пс. 135, 25). Еще молим Тебя и об отсутствующих по благословной причине, чтобы, сохранив всех нас в благочестии, Ты воссоединил нас в Царстве Христа Твоего, Бога (τοῦ Θεοῦ) всякого чувственного и умственного естества, Царя нашего, неизменными, непорочными, безукоризненными. Ибо Тебе всякая слава, почитание и благодарение, честь и поклонение, Отцу и Сыну и Святому Духу, и теперь и всегда, и в непрестанные и бесконечные веки веков91.
И весь народ пусть скажет: аминь92.
Затем епископ говорит:
Мир Божий да будет со всеми вами.
И весь народ пусть скажет:
И с духом твоим93.
Потом диакон снова возглашает:
Гл. 13. Еще и еще помолимся Богу через Христа Его, о даре, принесенном Господу Богу, чтобы благий Бог принял его по ходатайству Христа Своего на пренебесный Свой жертвенник в приятное благоухание (см. Еф. 5,2). – Помолимся о этой церкви и о народе, – о всём епископстве, всём пресвитерстве, всём во Христе диаконстве и служительстве, о всей полноте Церкви помолимся, чтобы Господь сохранил и соблюл всех. О царях и правительствующих помолимся, чтобы мирно было положение наше, дабы проводить нам жизнь тихую и безмятежную во всяком благочестии и чистоте (см. 1Тим. 2, 2). Помянем святых мучеников, чтобы нам сподобиться быть общниками их подвигов. Об упокоившихся с верой помолимся. О благорастворении воздуха и созревании плодов помолимся. О новопросвещенных помолимся, чтобы они утвердились в вере. Все друг о друге будем просить: восстанови нас, Боже, Твоею благодатью. Вставши, предадим себя Богу, через Христа Его94.
Затем епископ говорит:
Боже великий и великоименитый, великий в намерениях и сильный в делах (см. Иер. 32, 19), Бог и Отец святого Отрока Твоего Иисуса, Спасителя нашего, призри на нас и на стадо Твое сие, которое через Него избрал Ты во славу имени Своего, и, освятив наши тело и душу, сподоби нас причаститься предлежащих благ чистыми от всякой скверны плоти и духа (см. 2Кор. 7, 1) и не осуди никого из нас, как недостойного, но будь нашим помощником, заступником, покровителем, через Христа Твоего, с Которым Тебе слава, честь, хвала, славословие, благодарение, и Святому Духу, вовеки. Аминь.
И после того как все скажут: аминь, диакон должен сказать: Будем внимательны (πρόσχωμεν)!
Тогда епископ обращается к народу со следующим возгласом:
Святое святым95.
И народ должен ответить:
Один свят – один Господь, один Иисус Христос, во славу Бога Отца, благословенный вовеки, аминь! Слава в вышних Богу, и на земле мир, в человеках благоволение!96 (см. Лк. 11, 14). Осанна Сыну Давидову; благословен грядущий во имя Господне! Бог – Господь, и явился нам! Осанна в вышних (см. Мф. 21, 9; Пс. 117, 27)!
После этого пусть причащается епископ, потом пресвитеры и диаконы, иподиаконы, чтецы, певцы, аскеты, и из женщин – диакониссы, девственницы, вдовицы, затем дети и, наконец, весь народ по порядку, с скромностью и благоговением, без шума97 .
Епископ пусть преподает приношение, говоря: Тело Христово98.
Принимающий должен сказать: аминь.
Диакон же пусть держит чашу и, подавая ее, пусть говорит: Кровь Христова, чаша жизни.
Пьющий также должен сказать: аминь.
Между тем, пока причащаются все остальные, читается тридцать третий псалом99, и когда причастятся все, как мужчины, так и женщины, то диаконы должны отнесть оставшееся в притворы 100 . Когда певец окончит псалом, диакон говорит:
Гл. 14. Причастившись драгоценного Тела и драгоценной Крови Христовой (см. 1Пет. 1, 19), воздадим благодарность сподобившему нас причаститься Святых Его Таин и помолимся, чтобы это было нам не в осуждение (см. 1Кор. 11, 29), но во спасение, на пользу души и тела, на охранение благочестия, во оставление грехов, в жизнь будущего века. Встанем. В благодати Христовой предадим себя Богу101 и Христу Его.
Потом епископ читает благодарственную молитву:
Гл. 15. Владыка Боже Вседержитель, Отец Христа Твоего, благословенного Отрока, внемлющий прямодушно призывающим Тебя и мольбы молчащих знающий, благодарим Тебя, что Ты сподобил нас причаститься Святых Твоих Таин, которые Ты даровал нам к утверждению нас в истинном разумении, к охранению благочестия, во оставление согрешений; так как мы именем Христа Твоего именуемся и Тебе усвоены. Отделивший нас от общения с нечестивыми, соедини нас с посвященными Тебе, утверди нас в истине наитием Святого Духа (см. Ин. 17, 17), открой нам неразумеваемое нами, восполни в нас недостающее, укрепи познанное. Священников соблюди непорочными в служении Твоем, царей сохрани в мире, правителей в правде, воздух в благорастворении, плоды в изобилии, мир во всесильном промышлении; племена воинственные укроти, заблудшие обрати, народ Твой освяти, живущих в девстве сохрани, живущих в браке соблюди в вере, живущих в чистоте укрепи, младенцев возрасти, новопосвященных утверди, оглашенных научи и сделай достойными посвящения, и всех нас собери в Царство Небесное, во Христе Иисусе Господе нашем, с Которым Тебе слава, честь и почитание, и Святому Духу, вовеки. Аминь102.
Затем диакон пусть скажет:
Богу, через Христа Его, наклонитесь и примите благословение103.
И епископ пусть прочитает следующую молитву:
Боже Вседержитель, истинный и несравнимый, вездесущий, всему присущий и ни в чем не пребывающий исключительно, местом не ограничиваемый, временем не состареваемый, веками нескончаваемый, словами неопределимый, рождению не подлежащий, в охране не нуждающийся, тления высший, перемене недоступный, естеством неизменяемый, в неприступном обитающий свете (см. 1Тим. 6,16), по естеству невидимый, но ведомый всем усердно ищущим Тебя разумным существам и достижимый усердно стремящимися к Тебе, – Боже Израиля – истинно видящего, во Христа уверовавшего народа Твоего, будь милостив – услышь меня ради имени Твоего, и благослови склонивших перед Тобой шею свою, даруй им по их сердечным прошениям что на пользу, и никого из них не оставь отверженным от Царства Твоего, но освяти их, охрани, покрой, защити, избавь от противника и от всякого врага, домы их соблюди, вхождения и выхождения их охрани; ибо Тебе слава, хвала, величание, почитание, поклонение, и Отроку Твоему Иисусу, Христу Твоему, Господу нашему и Богу и Царю, и Святому Духу, теперь, и всегда, и во веки веков. Аминь.
Наконец диакон пусть скажет:
Расходитесь (ἀπολύεσθε) с миром.
(Вот что установили мы, апостолы, о таинственной службе вам, епископы, пресвитеры и диаконы.)