Священник – молитву фимиама
Владыка Вседержитель, Царь славы, ведущий всё прежде бытия его (см. Дан. 13, 42), Сам приди к нам во святой час этот призывающим Тебя, и избавь нас от стыда греховного, очисти наш ум и помышения от нечистых похотей и мирского обольщения и всякого диавольского действия, и прими от руки нас, грешных, фимиам этот, как принял ты приношение Авеля, и Ноя, и Аарона, и Самуила, и всех святых Твоих, избавляя нас от всякого худого дела и спасая, чтобы всегда благодарить и поклоняться и прославлять Тебя Отца и Единородного Сына Твоего и Всесвятого Духа Твоего, ныне, и всегда, и вовеки.
И начинают чтецы Херувимскую песнь:
Да безмолвствует всякая плоть человеческая, и да стоит со страхом и трепетом, и ничего земного в себе да не помышляет; ибо Царь царствующих и Господь господствующих, Христос Бог наш, приходит заклаться и даться в снедь верным. Предшествуют же Ему сонмы Ангелов, со всеми Началами и Властями, многоочитые Херувимы и шестикрылатые Серафимы, закрывая лица и взывая песнь: аллилуиа, аллилуиа, аллилуиа. (Эта песнь не относится к глубокой древности. Ни св. Кирилл Иерусалимский, ни св. Иоанн Златоуст не упоминают о ней. Она содержит такие же мысли, какие и песнь Иже Херувимы, только с прибавлением слов о страдании Спасителя мира; а эта последняя составлена и введена в употребление в 573 г., при императоре Юстине II и патриархе Иоанне Схоластике. Еп. Филарет (Гумилевский). Обзор песнопений... С. 164)
Священник, внося Святые Дары, говорит следующую молитву (В списке С порядок литургии в этом месте излагается так: И приносятся Святые (Дары). Иже Херувимы (песнь, воспеваемая хором). Когда же поставят их на жертвеннике, то священник (говорит) молитву предложения: «Боже, Боже наш», и проч. Следует молитва над фимиамом: «Владыка Вседержитель, Царь славы...» и проч. Потом молитва святого Дионисия, называемая: при внесении Святых (Даров): «Вступив на страшный помост твой, Господи, мы ужасаемся, приступая к светлой Трапезе Твоей, и, находясь близ страшного Твоего седалища, трепещем и содрогаемся членами, принося неприступную жертву. Ибо кто из земнородных, преданных страстям, может достойно прикасаться таких Таинств? Слабость природы отнимает дерзновение и производит в уме тяжкое сознание; нечестивая жизнь и неисправимое поведение наводят мрак; поэтому мы страшимся и трепещем от страха, чтобы нам не навлечь на себя божественное осуждение, как недостойно прикасающимся к Дарам. Итак, просим человеколюбие Твое: даруй нам свято приступить к Святым Твоим Тайнам, укрепи нас, Владыка, по душе и по телу, и сподоби нас непорочно совершить священнодействие неизреченною Твоей силой. Ибо всё через Тебя, и Тебе приличествует всякая слава, честь и великолепие, Отцу» и проч. И другая молитва: «Никто недостоин»... (находящаяся в литургиях свв. Василия и Иоанна Златоуста). Потом архидиакон: «В премудрости Божией внемлем». И начинает священник: «Верую в единого Бога»... В списке К: после «аллилуиа» песнь: Иже Херувимы. Молитва при внесении Св. Даров из св. Дионисия Ареопагита: «Вступив на страшный...» По поставлении Даров на Святом Престоле и по окончании народом таинственной песни священник говорит молитву предложения: «Боже, Боже наш» и «Благословен Бог». Диакон: «Премудро будем внимать». Народ: «Верую в единого Бога». Священник молится про себя: «Никто недостоин»):
Боже, Боже наш, пославший в пищу всему миру Небесный Хлеб – Господа нашего Иисуса Христа, Спасителя и Искупителя и Благодетеля, благословляющего и освящающего нас, Сам благослови предложение сие и прими его на вышенебесный Твой жертвенник; помяни, как Благий и Человеколюбивый, принесших и тех, за кого они принесли; и нас сохрани неосужденными в священнодействии божественных Твоих Таинств; ибо свято и славно Всечтимое и Великолепное имя Твое, Отца и Сына и Святого Духа, ныне, и всегда, и во веки веков.
Священник
Мир всем.
Диакон
Господи, благослови.
Священник
Благословен Бог, благословляющий и освящающий всех нас при предложении Божественных и Пречистых Таин, и блаженные души упокоевающий со святыми и праведными, ныне, и всегда, и во веки веков.
Диакон
В премудрости будем внимать (Выражение: ἐν σοφίᾳ – в премудрости – может быть употреблено вместо наречия: σοφῶς – премудро. Но так как в некоторых литургиях здесь – перед Символом веры, – подобно как нередко и в других случаях, возглашается: σοφία, πρόσχωμεν – премудрость! будем внимательны! (например, в литургии яковитов, перевод Софонии, епископа Новомиргородского. Одесса, 1866. С. 97), то в первом выражении надобно предполагать то же значение, как и в последнем, т.е. возглас диакона требует внимания как вообще к премудрости, заключающейся в священнодействии литургии (саму фразу: ἐν σοφίᾳ πρόσχωμεν можно перевести: вникнем в премудрость), так ближайшим образом к премудрости, проповедуемой Символом веры. Ср.: Николай Кавасила. Изъяснение литургии (л. 26)).
Священник начинает:
Верую в Единого Бога Отца, Вседержителя, Творца неба и земли, и в Единого Господа Иисуса Христа Сына Божия. И прочее из Символа веры (Чтение или пение Символа веры на литургии было введено сначала в Антиохии епископом Петром Фуллоном, на исходе V в., а потом в Константинополе при патриархе Тимофее в 510 г. См. выше, с. 99, пр. 3. Поэтому как сам Символ, так и возглас диакона перед ним здесь следует считать позднейшей вставкой. Daniel. IV, 99).
Потом молится, приклонив шею:
Боже и Владыка всех, достойными часа этого сделай нас, недостойных, Человеколюбец, чтобы мы, очистившись от всякой лести и всякого лицемерия, соединились друг с другом союзом мира и любви, утверждаясь святыней Твоего боговедения через Единородного Твоего Сына, Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа, с Которым благословен Ты вместе со Всесвятым и Благим и Животворящим Твоим Духом, ныне, и всегда, и во веки веков. Аминь.
Диакон
Будем стоять благопристойно, будем стоять благоговейно, будем стоять со страхом Божиим и сокрушением. В мире Господу помолимся.
Священник
Ибо Ты – Бог мира, милости, любви, щедрот и человеколюбия, и Единородный Сын Твой и Дух Твой Всесвятой, ныне и всегда.
Народ
Аминь.
Священник
Мир всем.
Народ
И духу твоему.
Диакон
Возлюбим друг друга целованием святым. Головы наши приклоним Господу.
Священник, наклонившись, говорит следующую молитву:
Единый Господи и Милостивый Боже, ниспошли благодать Твою благую приклонившим выи свои перед святым жертвенником и просящим у Тебя духовных даров, и благослови всех нас благословением духовным и неотъемлемым, Ты, Который обитаешь в вышних и призираешь на смиренных (Пс. 112: 5–6, по переводу 70 толковников).
Возглас
Ибо достохвально и достопоклоняемо и преславно всесвятое имя Твое, Отца и Сына и Святого Духа, ныне, и всегда, и во веки веков.
Диакон
Господи, благослови.
Священник
Господь благословит и поможет всем нам Своей благодатью и человеколюбием.
И еще:
Господь благословит и сделает достойными предстоящия перед святым жертвенником, постоянно, ныне, и всегда, и вовеки.
И еще:
Благословен Бог, благословляющий и освящающий всех нас к предстоянию и священнодействию пречистых Его Таинств, ныне, и всегда, и вовеки.
Диакон говорит всеобщую (καθολικήν) ектению:
В мире Господу помолимся.
Народ
Господи, помилуй.
Диакон
Спаси, помилуй, пощади и сохрани нас, Боже, Твоею благодатью. О мире, нисходящем свыше, и Божием человеколюбии и спасении душ наших Господу помолимся. О мире всего мира и соединении всех святых Божиих церквей Господу помолимся. О приносящих плоды и делающих добро в святых Божиих церквах, помнящих о бедных, вдовах и сиротах, странниках и нуждающихся и о заповедавших нам поминать их в молитвах Господу помолимся. О находящихся в старости и немощи, больных, страждущих и одержимых нечистыми духами, о скором исцелении от Бога и спасении их Господу помолимся. О пребывающих в девстве и чистоте и подвижничестве, и живущих в честном браке, и подвизающихся в горах, пещерах и ущелиях земли (см. Евр. 11, 38) преподобных отцах и братиях Господу помолимся. О плавающих, путешествующих, странствующих христианах, и находящихся в плену, и в ссылке, и в темницах, и в тяжком рабстве братиях наших, о мирном возвращении их Господу помолимся. Об оставлении грехов и прощении согрешений наших и о том, чтобы избавиться нам от всякой скорби, гнева, беды и нужды и нападения врагов, Господу помолимся. О благорастворении воздухов, дождях тихих, росах благотворных, изобилии плодов, совершенном плодородии и увенчании года (То есть плодами, подобно как говорится о венце жизни в Послании Иакова (см. Иак. 1, 12)) Господу помолимся. О присутствующих и молящихся вместе с нами в этот святой час и во всякое время отцах и братиях наших, о тщательности, трудолюбии и усердии их Господу помолимся. И о всякой душе христианской, оскорбляемой и угнетаемой, нуждающейся в милости и помощи Божией, об обращении заблудших, здравии немощных, и освобождении пленных, об упокоении прежде почивших отцах и братиях Господу помолимся. О том, чтобы услышано и благоприятно было моление наше перед Богом и ниспосланы были нам богатые милости и щедроты Его, Господу помолимся. Пресвятую, пречистую, преславную, благословенную Владычицу нашу, Богородицу и Приснодеву Марию, и всех святых и праведных воспомянем, чтобы молитвами и ходатайством их все мы были помилованы (См. выше примечание 1 о подобном возгласе священника на с. 132). И о предлежащих драгоценных, небесных, неизреченных, пречистых, славных, страшных, ужасных, божественных Дарах и о спасении предстоящего и приносящего их священника Господу Богу помолимся (В списке С говорится: архидиакон произносит всеобщую ектению. К молитве о мире всего мира присоединяются другие: о клире, императоре, святом городе Христовом, городе царствующем. Затем большой пропуск; потом вышеозначенные прошения: «о плавающих, о находящихся в старости, о находящихся в девстве, об отпущении, о приносящих плоды, о памяти, утешении и упокоении святых отцов наших, архиепископов «от святого Иакова апостола и брата Христова и первоепископа до Николая, и Илии, и Венедикта, и Агапия, и Ореста, и прочих преподобных отцов наших и братий». Прочие прошения те же, как и вышеозначенные, только в измененном несколько порядке. Потом диакон: «И о предлежащих». Народ: "Господи».В списке К при воспоминании о Деве Марии и святых именуются: Иоанн Креститель, Стефан Первомученик, Моисей, Аарон, Илия, Елисей, Самуил, Давид, Даниил).
Народ
Господи, помилуй. Трижды.
Потом священник знаменует (То есть крестным знамением) Дары и, стоя, говорит про себя так:
Слава в вышних Богу, и на земле мир, в человеках благоволение (Лк. 2, 14). Трижды. – Господи, отверзи уста мои, и уста мои возвестят хвалу Твою (Пс. 50, 17). Трижды. – Да наполнятся уста мои хвалою, чтобы мне воспевать славу Твою, всякий день великолепие Твое (Пс. 70, 8). Трижды.
Отца. Аминь. И Сына. Аминь. И Святого Духа. Аминь. Ныне, и всегда, и во веки веков. Аминь (В списке С священник громким голосом: «Милостью и щедротами» и проч. И опять знаменует уста трижды: «Господи, отверзи уста». И опять знаменует дары, говоря трижды: «Отца» и проч., и, наклонившись, молится про себя: «Посетивший» – и проч).
И, поклонившись на все стороны, говорит:
Величайте Господа со мной и будем превозносить имя Его вместе.
И отвечают, наклонившись:
Дух Святый найдет на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя (Лк. 1, 35) (В списке К: «Дух осенит тебя; да помянет нас Господь в Царстве Небесном, постоянно, ныне, и всегда»).
Потом священник пространно (διεξοδικῶς)
Посетивший нас милостями и щедротами, Владыка Господи, и даровавший нам, смиренным и грешным и недостойным рабам Твоим, дерзновение предстоять святому жертвеннику Твоему и приносить Тебе эту страшную и бескровную жертву за грехи наши и за грехи неведения народа (Евр. 9, 7), призри на меня, непотребного раба Твоего, и изгладь преступления по милосердию Твоему, и очисти мои уста и сердце от всякой скверны плоти и духа, и отгони от меня всякий постыдный и неразумный помысл, и силой Всесвятого Твоего Духа сделай меня способным к службе этой, и по благости Твоей прими меня, приближающегося к святому жертвеннику Твоему, и благоволи, Господи, принять эти дары, приносимые нашими руками, снисходя моим слабостям, и не отвергни меня от лица Твоего, и не возгнушайся моим недостоинством, но помилуй меня по великой милости Твоей, и по множеству щедрот Твоих презри беззакония мои, чтобы мне, неосужденно представшему перед лицом славы Твоей, удостоиться покровительства Единородного Сына Твоего и озарения Всесвятого Духа, и не быть отверженным как рабу греха, но как рабу Твоему обрести благодать и милость и оставление грехов перед Тобой и в настоящем и в будущем веке. Ей, Владыка Вседержитель, всесильный Господи, услышь моление мое; ибо Ты совершаешь всё во всех и от Тебя все мы во всём испрашиваем помощи и заступления, и от Единородного Сына Твоего, и Благого и Животворящего и Единосущного Духа, ныне и вовеки (В списке К этот отдел молитвы прямо называется молитвой «Приношения св. Иакова»).
Боже, по великому и неизреченному человеколюбию пославший Единородного Сына Твоего в мир, чтобы возвратить заблудшую овцу, не отвратись от нас, грешных, приступающих к этой страшной и бескровной Жертве Твоей; ибо не на правды наши мы надеемся, а на благую милость Твою, которой Ты сохраняешь род наш! Просим и молим благость Твою, чтобы не послужило к осуждению народа Твоего Таинство сие, устроенное для нашего спасения, но к изглаждению грехов, к обновлению душ и тел, к благоугождению Тебе, Богу и Отцу, по милости и человеколюбию Единородного Сына Твоего, с Которым благословен Ты вместе со Всесвятым и Благим и Животворящим Твоим Духом, ныне, и всегда, и вовеки.
Господи Боже, сотворивший нас и приведший в жизнь, показавший нам пути ко спасению, удостоивший нас откровения Небесных Таинств и поставивший нас на это служение силой Всесвятого Твоего Духа, благоволи, Владыка, чтобы мы были служителями Нового Завета Твоего, совершителями пречистых Таинств Твоих, и прими нас, приближающихся к святому жертвеннику Твоему, по множеству милости Твоей, чтобы мы были достойными приносить Тебе дары и жертвы за себя и за грехи неведения народа; и сподоби нас, Господи, со всяким страхом и чистой совестью принести Тебе духовную и бескровную жертву эту, которую, приняв на святой и вышенебесный и мысленный жертвенник Твой, как приятное благоухание духовное (см. Еф. 5, 2), в воздаяние ниспошли нам благодать Всесвятого Духа Твоего. Ей, Боже, призри на нас и воззри на сие словесное служение наше, и прими его, как Ты принял дары Авеля, жертвы Ноя, священство Моисея и Аарона, мирные жертвы Самуила, покаяние Давида, фимиам Захарии; как Ты принял из руки апостолов Твоих это истинное служение, так прими и из рук нас, грешных, предлежащие дары эти по благости Твоей, и сподоби, чтобы приношение наше, освященное Духом Святым, было благоприятно, в очищение согрешений наших и грехов неведения народа и в упокоение прежде почивших душ, дабы и мы, смиренные и грешные и недостойные рабы Твои, сподобившись нелицемерно служить святому жертвеннику Твоему, получили награду верных и благоразумных домоправителей (см. Лк. 12, 42) и обрели благодать и милость в страшный день Твоего праведного и благого воздаяния (В списке С этот отдел называется «третьей молитвой св. Василия». Следовательно, он не принадлежит апостолу Иакову, как показывают и некоторые выражения самой молитвы).
Молитва завесы
Благодарим Тебя, Господи Боже наш, что Ты даровал нам дерзновение входить во святилище Твое путем новым и живым, который Ты обновил нам через завесу плоти Христа Твоего. И так, удостоившись войти в место жилища славы Твоей, быть внутрь завесы и созерцать Святое святых, припадаем к благости Твоей: Владыка, помилуй нас; ибо мы страшимся и трепещем, намереваясь предстать святому жертвеннику Твоему и принести эту страшную и бескровную жертву за наши грехи и за грехи неведения народа; ниспошли, Боже, благодать Твою благую, и освяти наши души и тела и духи, и измени помыслы наши на благочестие, чтобы мы с чистой совестью приносили Тебе елей (В издании Даниеля (Cod. litur. Т. IV, р. 107) в этом месте напечатано: ἔλεον – милость; в других же изданиях: ἔλαιον – oleum – елей. См.: Изъяснение Божественной литургии Дмитревского, § 93; Augusti. Denkwurd. Bd. VIII. S. 442; A.J. Binterim. Die vorzugl. Denkwurd. Bd. IV. Th. 2. S. 177) мира, жертву хвалы (см. Пс. 132, 2; 49, 14) (В списке С этот отдел молитвы читается только до слов: жертвеннику твоему. Затем следуют слова: и открыв (которые в переводе см. ниже). Народ, милость (ἔλεον) и проч. И священник говорит: «Благий и Человеколюбивый, Владыка Господи, Боже наш, пришествием Единородного Сына и озарением Всесвятого Духа удостоивший меня, грешного и непотребного раба Твоего, предстать святому Твоему жертвеннику и приносить и служить новым и пречистым Таинствам завета Твоего, сотвори со мною знамение во благо и сподоби меня с чистой совестью служить Тебе все дни жизни моей").
Возглас
Милостью и человеколюбием Единородного Твоего Сына, с Которым благословен Ты со Всесвятым и Благим и Животворящим Твоим Духом, ныне и всегда.
Народ
Аминь.
Священник
Мир всем.
Диакон
Будем стоять благоговейно, будем стоять со страхом Божиим и сокрушением; будем внимать святому приношению, чтобы принести Богу мир.
Народ
Елей (В издании Даниеля: ἔλεον; в других ἔλαιον (oleum), как выше было замечено. Притом слово: ἔλεος – милость, хотя иногда употребляется и в мужском роде, вин. ἔλεον, но большею частию в среднем, вин. ἔλεος, например, Лк. 1, 58; Иак. 2, 13; 3, 17; Рим. 9, 23; 15, 9 и другие места) мира, жертву хвалы.
Священник
И, открыв таинственные покровы, знаменательно облекающие эту священную жертву, явственно покажи нам, и озари умственные очи наши непостижимым светом, и, очистив бедность нашу от всякой скверны плоти и духа, сделай достойными этого страшного и ужасного предстояния; ибо Ты Преблагоутробный и Милостивый Бог, и Тебе мы возносим славу и благодарность, Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне, и всегда, и вовеки.
Потом возглашает:
Любовь Господа и Отца, благодать Господа и Сына, и общение и дар Святого Духа, да будет со всеми вами (В издании Даниеля: ἡμῶν – нами, вероятно, по ошибке вместо ὑμῶν, как читают Augusti и A.J. Binterim в указанных местах).
Народ
И с духом твоим.
Священник
Горé будем иметь ум и сердца.
Народ
Достойно и справедливо.
Потом молится священник:
Так поистине достойно и справедливо, прилично и должно Тебя хвалить, Тебя воспевать, Тебя благословлять, Тебе поклоняться, Тебя славословить, Тебя благодарить, Создателя всякой твари, видимой и невидимой, сокровище вечных благ, источник жизни и бессмертия, Бога и Владыку всех, Которого воспевают небеса небес (В других: «небеса и небеса небес». См.: Augusti. S. 443; A.J. Binterim. S. 179) и вся сила их, солнце и луна и весь сонм звезд, земля, море и всё, что в них (см. Пс. 118), Иерусалим небесный, торжественный собор, церковь первенцев, написанных на небесах (см. Евр. 12, 23), духи праведных и пророков, души мучеников и апостолов, Ангелы, Архангелы, Престолы, Господства, Начала и Власти, и Силы страшные, и многоочитые Херувимы и шестикрылатые Серафимы, которые двумя крылами покрывают лица свои, а двумя – ноги, и, двумя летая, взывают друг к другу неумолкающими устами в непрестанных славословиях.
Возглас
Победную песнь великолепной Твоей славы, громким голосом поя, возглашая, славословя, взывая ж, говоря:
Народ
Свят, свят, свят Ты, Господь Саваоф, полны небо и земля славы Твоей (см. Ис. 6, 3). Осанна в вышних; благословен Грядущий во имя Господне; осанна в вышних (Мф. 21, 9)!
Священник, знаменуя Дары, говорит:
Свят Ты, Царь веков, и всякой святыни Господь и податель; свят и Единородный Сын Твой, Господь наш Иисус Христос, через Которого Ты всё сотворил; Свят и Дух Твой Святой, Который проницает всё и глубины Твои Божии (см. 1Кор. 2, 10); свят Ты, Вседержитель, Всесильный, Благий, Страшный, Милосердый, Сострадательный особенно к творению Твоему, Сотворивший из земли человека по образу Твоему и подобию; Даровавший ему райское наслаждение; и преступившего заповедь Твою и отпадшего Ты не презрел его и не оставил, Благий, но вразумил его, как отец милосердый, призывая его посредством закона, научая его через пророков, и, наконец, самого Единородного Сына Твоего, Господа нашего Иисуса Христа, послав в мир, чтобы Он, придя, возобновил и восстановил образ Твой. Он, нисшедши с небес и воплотившись от Духа Святого и Марии Девы и Богородицы, пожив с людьми, устроил всё к спасению рода нашего и, намереваясь принять добровольную и животворящую крестную смерть, Безгрешный за нас грешных, Он в ту ночь, в которую был предан, или лучше, предавал Сам Себя для жизни и спасения мира.
Потом священник, взяв в руку хлеб, говорит:
Взяв хлеб в святые и пречистые и непорочные и бессмертные Свои руки, воззрев на небо и показав Тебе, Богу и Отцу, благодарив, освятив, преломив, подал нам, Его ученикам и апостолам (В списке С читается: «Подал святым и блаженным Своим ученикам и апостолам»), сказав:
Диаконы говорят:
В оставление грехов и в жизнь вечную.
Потом возглашает:
Примите, идите, сие есть Тело Мое, за вас ломимое и предаваемое в оставление грехов.
Народ
Аминь.
Потом берет чашу и говорит:
Также после вечери взяв чашу и растворив в ней вино и воду, и воззрев на небо, и показав Тебе, Богу и Отцу, благодарив, освятив, благословив, исполнив Духа Святого, подал нам, Его ученикам, сказав: пейте из нее все, сие есть Кровь Моя, Нового Завета, за вас и за многих проливаемая и предаваемая в оставление грехов.
Народ
Аминь.
Священник
Сие творите в Мое воспоминание; ибо всякий раз, когда вы ядите хлеб этот и пьете чашу эту, смерть Сына человеческого возвещаете, и Воскресение Его исповедуете, доколе Он приидет.
Диаконы говорят:
Веруем и исповедуем.
Народ
Смерть Твою, Господи, возвещаем, и Воскресение Твое исповедуем.
Священник
Так и мы, грешные, воспоминая животворящие Его страдания, спасительный Крест, и Смерть, и Погребение, и тридневное Воскресение из мертвых, и Восшествие на небеса, и Седение одесную Тебя, Бога и Отца, и Второе славное и страшное Пришествие Его, когда Он придет со славой судить живых и мертвых, когда будет воздавать каждому по делам его, приносим Тебе, Владыка, эту страшную и бескровную жертву, прося, чтобы Ты не по грехам нашим поступил с нами и не по беззакониям нашим воздал нам (см. Пс. 102, 10), но по Твоей кротости и неизреченному Твоему человеколюбию, презрев и истребив рукописание против нас, рабов Твоих, даровал нам небесные и вечные Твои Дары, которых глаз не видел и ухо не слышало, и которые на сердце человеку не приходили, которые приготовил Ты, Боже, любящим Тебя (см. 1Кор. 2, 9), и за меня и за грехи мои не отверг народа, человеколюбивый Господи.
Потом говорит трижды:
Ибо народ Твой и Церковь Твоя умоляют Тебя.
Народ
Помилуй нас, Господи Боже, Отче Вседержитель.
Опят говорит священник:
Помилуй нас, Боже Вседержитель; помилуй нас, Боже Спаситель наш; помилуй нас, Боже, по великой милости Твоей, и ниспошли на нас и на предлежащие Дары эти Духа Твоего Всесвятого.
Потом, приклонив шею, говорит:
Господа и Животворящего, Сопрестольного Тебе, Богу и Отцу и Единородному Сыну Твоему, Соцарствующего, Единосущного и Совечного, Глаголавшего в законе и пророках и Новом Завете Твоем, Нисшедшего в виде голубя на Господа нашего Иисуса Христа в реке Иордане и Пребывшего на нем, Нисшедшего на апостолов Твоих в виде огненных языков в горнице святого и славного Сиона, в день Пятидесятницы, этого Духа Твоего Всесвятого ниспошли, Владыка, на нас и на предлежащие Святые Дары эти (Этот отдел молитвы, содержащий выражения о Святом Духе из символа Никео-Царьградского, представляет собой позднейшую вставку. Daniel. IV, 114),
И, подняв голову, возглашает:
чтобы, пришедши, святым и благим и славным своим наитием Он освятил и сделал (ποιήσῃ) хлеб этот Святым Телом Христа Твоего.
Народ
Аминь.
Священник
И чашу эту – драгоценной Кровью Христа Твоего.
Народ
Аминь.
Священник про себя, стоя (Т.е. прямо, не наклонившись):
Дабы они были всем причащающимся их, в оставление грехов и в жизнь вечную, в освящение душ и тел, в плодоношение дел благих, в утверждение Святой Твоей Соборной (В других прибавлено: «и Апостольской». См.: Augusti. I. S. 446; A.J. Binterim. S. 186) Церкви, которую Ты основал на камне веры, чтобы врата ада не одолели ее (см. Мф. 16, 18), избавляя ее от всякой ереси и соблазнов и делающих беззаконие, сохраняя ее до кончины века.
И, наклонившись, говорит:
Приносим Тебе, Владыка, и за (ὑπέρ) святые Твои места, которые Ты прославил богоявлением Христа Твоего и сошествием Всесвятого Твоего Духа; особенно за славный Сион, матерь всех церквей, и за Святую Твою Соборную и Апостольскую Церковь по всей вселенной; богатые дары всесвятого Твоего Духа подай ей и ныне, Владыка. Помяни, Господи, и ее святых отцов и братий наших и епископов по всей вселенной, православно преподающих слово Твоей истины (см. 2Тим. 2, 15). Помяни, Господи, и всякой город и страну и в православной вере живущих в них, к миру и безопасности их. Помяни, Господи, плавающих, путешествующих, странствующих христиан, находящихся в узах, в темницах, в плену и ссылке, в рудокопнях и истязаниях, и тяжком рабстве отцов и братий наших. Помяни, Господи, больных и страждущих и одержимых духами нечистыми, к скорому исцелению их и спасению от Тебя Бога. Помяни, Господи, всякую душу христианскую, оскорбляемую и угнетаемую, нуждающуюся в милости и помощи от Тебя Бога, и обращение заблудших. Помяни, Господи, трудящихся (Под именем трудящихся (κοπιώντων) здесь разумеются те, которые в древней Церкви занимались погребением умерших и причислялись к низшим степеням клира. См.: И. Дмитревский. Изъяснение Божественной литургии. § 67) и служащих нам отцов и братий наших во имя Твое святое. Помяни, Господи, всех во благо; всех помилуй, Владыка; всем нам дай прощение; умири множество народа Твоего; рассей соблазны; прекрати войны; истреби восстания ересей; мир Твой и любовь Твою даруй нам, Боже Спаситель наш, упование всех концов земли. Подай (μνήσθητι), Господи, благорастворение воздухов, дожди тихие, росы благотворные, изобилие плодов и увенчание года благости Твоей (см. Пс. 64, 12); ибо очи всех уповают на Тебя, и Ты даешь им пищу их в свое время, открываешь руку Твою, и насыщаешь всё живущее по благоволению (см. Пс. 144: 15–16). Помяни, Господи, приносящих плоды и делающих добро в святых церквах твоих и помнящих бедных, вдов, сирот, странников и нуждающихся, и всех заповедавших нам поминать их в молитвах. Еще благоволи, Господи, помянуть и принесших приношения эти в нынешний день к святому жертвеннику Твоему и тех, за кого каждый принес, или кого в мысли имеет, и недавно перед Тобой перечисленных. Помяни, Господи, по множеству милости Твоей и щедрот Твоих, и меня, смиренного и непотребного раба Твоего, и окружающих святой жертвенник Твой диаконов, и даруй им жизнь неукоризненную, сохрани служение их непорочным и сподоби высших степеней (см. 1Тим. 3, 13), чтобы нам обрести милость и благодать со (μετά) всеми святыми, от века благоугодившими Тебе из рода в род, праотцами, отцами, патриархами, пророками, апостолами, мучениками, исповедниками, учителями, преподобными и всяким духом праведным, в вере во Христа Твоего скончавшимся (В списке С находится много прибавок к изложенным прошениям. Так, после первого прошения молитва о патриархе или епископе и его клире: «Даруй ему почтенную старость, сохрани его на долгое время»; о пресвитерах и диаконах, о присутствующих священниках, о самом совершающем литургию, об императоре и супруге его, о всей палате и воинстве, о святом городе и царствующем городе, о монахах: «Помяни подвизающихся в горах и пещерах и ущелиях земли преподобных отцов и братий, и бываемые по местам собрания православных и здешнее собрание наше», о странствующих, о старых и больных, о плавающих, о благорастворении воздуха, реках и водах, о приносящих за родителей, друзей и др. Список К немного отличается от С: диакон читает диптихи живых: о царях и всех, стоящих высоко и имеющих власть). – Радуйся, благодатная Мария, Господь с Тобой; благословенна Ты между женами, и благословен плод чрева Твоего; ибо Ты родила Спасителя душ наших.
Потом священник возглашает:
Особенно с Пресвятой, Пречистой, Преблагословенной, славной Владычицей нашей Богородицей и Приснодевой Марией.
Певцы
Поистине достойно ублажать Тебя, Богородицу, Присноблаженную, и Пренепорочную, и матерь Бога нашего, досточтимую более Херувимов и славную несравненно более Серафимов, без истления родившую Бога Слово; Тебя, истинную Богородицу, мы величаем.
И опять поют:
О Тебе радуется всякая тварь, Ангельский сонм и человеческий род, благодатная, освященный храм и умственный рай, девственная хвала, от которой воплотился Бог и сделался младенцем существующий прежде веков Бог наш; ибо утробу Твою Он сотворил престолом и чрево Твое сделал пространнейшим небес. О Тебе, благодатная, радуется всякая тварь; слава Тебе (Все эти величания Божией Матери явились не раньше V в. Песнь «Радуйся, Благодатная», составленная из слов Архангела и прав. Елисаветы (см. Лк 1: 28, 42), сделалась известною в V в., когда отцами Ефесского Собора к приветствию Архангела присоединено: «Богородица». Baron, annal. an. 431. № CLXXIX. Песнь: «Честнейшую Херувим» вошла в церковное употребление со времен св. Козьмы Маюмского в VIII в., а в соединении со словами: «достойно есть» – в 980 г. Обзор песнопений... С. 296. Источником же их, равно как и песни «О Тебе радуется», были величания св. Ефрема Сирина. См.: Творения святых отцов. Т. XLI; изд. Caillau et Guillon. Collectio selecta SS. Ecclesiae Patrum, Mequignon-Havard, Parisij, 1830–1834, Precationes ad Deipar IV-IX).
Диаконы
Помяни, Господи Боже наш.
Священник, наклонившись, говорит:
Помяни, Господи, Боже духов и всякой плоти (Чис. 16, 22), православных, которых мы помянули и которых не помянули, от праведного Авеля (To есть со времени праведного Авеля) до нынешнего дня; Сам упокой их там, в стране живых, в царстве Твоем, в наслаждении райском, в недрах Авраама и Исаака и Иакова, святых отцов наших, откуда удалилась болезнь, печаль и воздыхание, где зрится свет лица Твоего и сияет непрестанно; наши же кончины жизни соверши в мире, христианскими и благоугодными и безгрешными, Господи, Господи, собирая нас к ногам избранных Твоих, когда хочешь и как хочешь, только без стыда и преступлений, через (διὰ) Единородного Сына Твоего, Господа и Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа; ибо Он один явился безгрешным на земле.
Диакон
И о (ὑπέρ) мире и благосостоянии всего мира и святых Божиих церквей, и о тех, за кого каждый принес, или кого в мысли имеет, и о предстоящем народе, и о всех и за всех (Кαὶ πάντων καὶ πασῶν – два слова в мужском и женском роде, от πᾶς – весь, означают: первое – всех мужчин, а второе – всех женщин.).
Народ
И о всех и за всех.
Священник возглашает:
Через (διὰ) них и нам и им, как Благий и Человеколюбивый.
Народ
Отпусти, оставь, прости, Боже, согрешения наши вольные и невольные, делом и словом, с ведением и по неведению, ночью и днем, в уме и помышлении, всё прости нам, как Благий и Человеколюбивый.
Священник
Благодатью и щедротами и человеколюбием Единородного Сына Твоего, с Которым благословен и прославлен Ты вместе со Всесвятым и Благим и Животворящим Твоим Духом, ныне, и всегда, и вовеки (В списке С вышеизложенные молитвы за умерших читаются в таком виде: «Так как Ты, Господи Боже наш, имеешь власть над жизнью и смертью, то еще сподоби, Владыка, помянуть и от века благоугодивших Тебе между родами святых отцов, апостолов и проч. и всякий дух праведный, в вере во Христа скончавшийся, и тех, которых память мы совершаем сегодня». На поле отмечено: «Диакон диптихи». Далее упоминаются блаженная Дева, приветствованная Ангелом, св. Иоанн Креститель, апостолы, евангелисты, ученики апостольские, 28 святых Ветхого Завета, Стефан Первомученик, 25 мучеников, святые жены-мироносицы, 21 дева мученица «не потому, что мы достойны поминать блаженство их, но дабы они, предстоя перед ужасным и страшным Твоим судилищем, Господи, помянули наше уничижение; и святых отцов наших и архиепископов, бывших от святого Иакова, Апостола и брата Господня и первого из архиепископов до Льва и Афанасия, православно архиепископствовавших (на поле: «В святом городе Христа Бога нашего»), и от святого и из архиепископствовавших от начала блаженного отца нашего Енея апостольского (мужа) и первого из епископов до Софрония и Иоанна и святых отцов наших». Именуются 52 исповедника и учителя Церкви (на последнем месте Тарасий). Потом поминаются шесть святых великих Вселенских Соборов, 24 монаха «и святых отцов, убитых варварами на святой горе Синае и в Раифе». Далее поминаются Константин и Елена, Феодосий, Маркиан, «и после них благочестиво и верно царствовавшие». «О мире и благосостоянии всех» и проч. И говорит священник тайно: «Святого Иоанна пророка, Предтечу и Крестителя, святых и всехвальных апостолов и святого (такого-то), которого память воспоминаем» и проч. После слов народа: «Отпусти, оставь» и проч. священник возглашает: «Во-первых, помяни, Господи, святейшего отца нашего (такого-то) святого города Христа Бога нашего и с ним святых четырех, великих, вселенских, православных патриархов– Венедикта Римского († 984), Николая Константинопольского († 997), Агапия Антиохийского (985–997) и Илию великого города Александрии» († 1004) и проч. Архидиакон возглашает: «И о мире» и проч. Священник возглашает: «Благодатью и щедротами».Список К большей частью согласен с С. Но после молитвы об императорах, в числе которых стоит и имя Юстиниана, сразу следует: «Помяни, Господи Боже духов» и проч., «И о мире». «Через них», «Отпусти, оставь», «Благодатью и щедротами» и проч., как изложено в переводе).
Народ
Аминь.