Архиерейская Божественная литургия в кодексе Британского музея Add. 34060
Чин совершения литургии по обряду Великой церкви
Вот как начинается текст: "Когда архидиакон получил разрешение, начинается энарксис и поются антифоны".
Прежде чем я продолжу, я должен объяснить: в источниках X века епископ не входил в неф до Входа. Во время антифонов он сидел в притворе. Перед этим он должен был произнести молитву протесиса в скевофилакии или ризнице, поскольку это было отдельное здание недалеко от северо-восточного угла собора святой Софии. Византийская литургия когда-то начиналась со Входа. Когда перед Входом был добавлен чин трех антифонов, он совершался одним пресвитером с диаконом, по крайней мере до XVII века, в то время как другие служители, включая епископа, либо находились в скевофилакии, облачаясь в свои литургические одеяния и готовя дары и сосуды для службы, либо ожидали в притворе.
"И когда настаёт время для входа, епископ располагается перед царскими вратами (то есть центральными дверями, которые ведут из притвора в неф церкви) и трижды кланяется на восток.
Затем, после того, как архидиакон, несущий святое Евангелие, скажет: "Господу помолимся", а стоящие рядом скажут: "Кирие элейсон", епископ слегка кланяется и молится этой молитвой: "О Владыка, Господь и Бог наш..."
Затем он целует Евангелие, не кланяясь, и, поддерживаемый двумя архонтами, входит и идёт к святым вратам (= вратам алтаря).
И, поклонившись им и поцеловав святую икону на косяке слева, он входит в алтарь.
И, поклонившись один раз святому престолу, он целует ткань престола, которую ему протягивает кастренсис (= сановник, низшее духовенство, помогавшее патриарху), и встает перед святым престолом.
И когда архидиакон получает благословение, псалмопевцы поют славословие (= "Слава Отцу..." 3-го антифона перед заключительным тропарем) и завершают службу (из трех антифонов) согласно чину."
Следует молитва Трисвятого и указания, то есть рубрики для пения Трисвятого.
И я цитирую: "После того, как псалмопевцы споют славословие (Трисвятого), кастренсис идет и даёт свечи (дикирий и трикирий) епископу.
И он, держа их, трижды кланяется, ГОВОРЯ ПРО СЕБЯ: "Господь Бог сил, обернись, посмотри с небес и взгляни на эту лозу, на виноградник, который насадил Ты Своею рукой". И при втором поклоне снова то же самое. При третьем поклоне он говорит: "Святая Троица, обернись, посмотри с небес и взгляни на эту лозу, на виноградник, который насадил Ты Своею рукой". И после третьего поклона он благословляет один раз из центра святого алтаря, возвращает свечи и, сложив руки, стоит там.
Затем подходит один из архонтов с левой стороны, дает ему кадило и, поклонившись, уходит.
И пока епископ держит его, немедленно подходит второй диакон или архидиакон и, поклонившись и поцеловав его руку, берёт его. (Он приносит благовония, не раскачивая кадило, он просто держит его перед святым престолом! Первоначально это было каждение одного только алтаря! В других источниках именно диакон кадит алтарь; после того, как епископ благословил его трикирием или дикирием! У народа было принято зажигать свечу и воскурять благовония (кадить), входя в церковь для молитвы.)
И когда псалмопевцы поют последнее Трисвятое, {архидиакон} с поклоном приглашает епископа к горнему месту.
Епископ кланяется и поднимается на платформу (на которой стоял престол), и после целования [престола] он пересекает платформу.
И ближе к завершению [Трисвятого] он спускается с него, подходит к стоящим там архидиакону и кастренсису и, поддерживаемый ими, восходит [к горнему месту], а диакон ему предшествует.
Когда он подходит к синтрону, после того, как архидиакон говорит: "Благослови, владыка, этот престол", епископ говорит: "Благословен Ты, сидящий на престоле славы Царства Твоего, всегда, ныне и присно и во веки веков".
Затем он поднимается на синтрон и, поклонившись и поцеловав (скорее всего, икону на престоле?), поворачивается к народу.
И пока народ снова поёт Трисвятое, он трижды благословляет их.
Когда архидиакон говорит: "Будем внимательны", епископ говорит: "Мир всем", а затем садится.
Поется прокимен и читается Апостол.
Затем диакон просит благословения на предстоящее чтение Евангелия. И [епископ], благословляя его один раз, говорит в присутствии архидиакона: "Пусть Господь, Царь Сил, дарует тебе речь для возвещения Евангелия с великой силой, благодатью Своего возлюбленного <Сына>, всегда, ныне и присно, и во веки веков".
После выноса Евангелия один из сидящих епископов, поднявшись, подходит к первому епископу и, кланяясь, целует его в колено, а затем, снова кланяясь, говорит: "Благослови, владыка".
И [первый епископ] благословляет его произнести приветствие мира после Апостола.
Поется Аллилуйя, и епископ благословляет диакона (с кадилом), который стоит лицом к престолу, и (епископ), показывая на кадило, говорит: "Фимиам тебе приносим..."
В то время как поется последняя аллилуйя, кастренсис снимает епископский омофор.
И епископ встает, поворачивается на восток и склоняет голову перед престолом (горним местом), и пока произносится Евангелие, он стоит, опустив свою фелонь, лицом на восток.
И когда народ произносит "Слава тебе, Господи...", он тоже произносит это про себя, поднимая руки внутри фелони.
И вот, обратившись к читавшему Евангелие после завершения чтения, он говорит ему тихим голосом: "Мир тебе".
И затем он спускается [с горнего места].
После этого зачитывается официальное объявление о возведении в священный сан, а затем, когда архидиакон получает благословение, все прошения и ектенья произносятся диаконом.
И когда люди восклицают "Кирие элейсон", тогда [епископ], слегка подняв руки в молитве, произносит три раза "Кирие элейсон".
Следуют молитвы: "Господи Боже наш..."; "Мы благодарим тебя..."; "Снова и снова тебе..."; возглас: "Дабы под..."
И после того, как люди скажут "Аминь", псалмопевцы начинают Херувимскую. И епископ, сразу же выходя вперед и творя внутри себя молитву во время пения Херувимской, (произносит) про себя молитву: "Никто не достоин..."
{Позвольте нам отметить здесь, что перед Великим входом не совершается каждения, тем более епископ не совершает каждения в торжественной манере.}
И после этого, когда Дары принесены, кастренсис приглашает епископа поклоном, и, кланяясь, удаляется и встает рядом со столпом кивория над святым престолом (другими словами, он отступает в сторону, чтобы освободить место для входа Св. Даров). И входит диакон с Дарами, кадя епископа и кланяясь. Пока архидиакон кадит святой престол, вносятся дары, и епископ, склонившись, молится про себя: "Благословен Грядущий во имя Господа, Бог - Господь, и воссиял Он нам", "О Царь Небесный..."; "Премудрости наставник..."
И когда Дары внесены и покрыты, кастренсис разоблачает руки епископа. И тот, [стоя] справа, поворачивается и отходит в левую сторону, чтобы омыть руки.
И он омывает руки, говоря: "Омою руки мои среди невинных..." (Псалмы 25(26): 6-8, 92(93): 5)
И после того, как он вытрет руки и опустит фелонь, он становится у святых дверей, и другие священники присоединяются к нему справа и слева, и, опустившись на КОЛЕНИ, он молится.
И при третьем КОЛЕНОПРЕКЛОНЕНИИ он немного склоняет голову, и священники молятся о нём следующим образом:
"Пусть Святой Дух сойдет на тебя, и сила Всевышнего осенит тебя. Помяни нас, владыка,"
Епископ говорит БЕЗ БЛАГОСЛОВЕНИЯ: "Да помянет нас Господь во Царствии Своем всегда, ныне и присно и во веки веков".
И, поклонившись [и] отпустив архидиакона, диакон произносит прошения, священник произносит молитву: "Господи Боже, Вседержитель..."
Епископ громко возглашает : "Мир всем". "Возлюбим друг друга".
И когда это сказано, епископ кланяется святому престолу и, поднявшись на платформу, целует престол.
Затем, спустившись и опустив свою фелонь, он встает с правой стороны святого престола и стоит там.
И священники подходят, целуют сначала святой престол, затем руку епископа и правую щеку, и друг друга по очереди.
И когда целование закончено, [епископ] снова поворачивается на восток, и когда диакон говорит: "Двери, двери..." архидиакон говорит: "Премудрость! Будем внимательны".
И после этого духовенство поёт вместе с мирянами "Верую..."
АНАФОРА?
Священник молится: "Тебе вверяем..."
И он громко возглашает: "И удостой..."
И епископ слегка поднимает руки в молитве, держа в левой руке развернутый свиток, говоря про себя: "Отче наш..."
"Святыня - святым".
Народ: "Один свят..."
Затем он разламывает (освященный) хлеб надвое, и [хлеб] в правой руке он кладет на дискос; хлеб в левой он разделяет посередине. Снова он кладет на дискос [хлеб] в правой руке. С [хлеба] в левой руке он срезает одну печать. И когда архидиакон говорит: "Восполни, владыка, святой потир", той же печатью [епископ] благословляет потир, говоря: "Полнота Святого Духа", и опускает в него печать. И он берет другой хлеб, отрезанный от того же куска, и, сняв с него печать, наполняет другой потир. И он разделяет оставшийся хлеб на кусочки.
И после того, как он разделил достаточно, вытер и встряхнул руки, чтобы на них не осталась жемчужина, он спускается с платформы и трижды кланяется на восток, говоря про себя: "Трапезы таинственной Твоей..."
Вместе с ним кланяется священник, который должен причастить его, и оба поднимаются на платформу и целуют святой престол.
И сначала епископ, протянув руки, принимает хлеб из рук священника.
Затем, держа хлеб двумя последними пальцами, тремя другими он берет другую частицу и отдает ее тому, кто причащал его, который, получив её, целует его руку и щеку.
И оба сходят с платформы и, кланяясь, вкушают Божественный хлеб. Затем они протирают руки над дискосом. И архидиакон подает чашу священнику, а епископ, поворачиваясь к нему и кланяясь, причащается от священника.
Затем он поворачивается на восток, вытирает губы краем илитона и совершает три благодарственных поклона.
И, поцеловав святой престол, епископ поворачивается к священнику, который причащал его, берет у него чашу и причащает его.
Священник после причащения кланяется епископу, целует его правую руку и берет чашу.
И таким образом епископ поднимается на платформу и причащает тех, кто находится в алтаре.
И после того, как он [причастил] всех [в алтаре], он отправляется к первому антиминсу (столу причастия),
и когда диакон, неся дискос, скажет: "Благослови, владыка", епископ говорит: "Благословлю Господа во всякое время..."
И весь псалом исполняется помощниками, пока народ причащается.
И если ещё остались причастники, диакон снова говорит: "Благослови, владыка", а епископ говорит: "Благословлю Господа..."
И это повторяется два, три и несколько раз, до тех пор, пока есть причастники.
После того, как люди причастились и псалом был завершен, и епископ отходит на левую сторону и садится.
И иподиакон подходит и говорит: "Благослови, владыка", и епископ омывает (свои губы? его руки?), говоря про себя: "Владыка, ныне отпускаешь слугу твоего..." (это сегодня читается в молитвах по святом причащении!)
Архидиакон подходит к нему с просьбой о молитве каждения.
Затем архидиакон кадит вокруг святого престола.
Дары уносят (в скевофилакий диаконы), и после того, как они уходят, а епископ стоит перед святым престолом, архидиакон получает благословение и произносит прошения (= Завершим ...).
И епископ произносит молитву: "Благодарим Тебя, Владыка..."
Диакон: "Пойдём в мире".
И пока священник, который должен произнести заамвонную молитву, подходит на место перед святыми вратами, епископ благословляет его, говоря: "Благословен Бог наш..."
Затем кастренсис надевает на него омофор, и он поворачивается на восток и трижды кланяется в знак благодарения.
И он поднимается на платформу и целует [престол], и затем спускается.
И он поворачивается к своим сослужителям и, простившись с ними, выходит, поддерживаемый архонтами, и отправляется в метаторий (= патриаршие покои в южной галерее Великой Церкви) через двери справа от святых врат.